Несколько историй одного обеда
/Из истории фотографии/
Серия фотографий под названием “Обед на небоскрёбе” была сделана в сентябре 1932 года и опубликована в американской ежедневной газете New York Herald Tribune от 2 октября.
На фотографии одиннадцать реальных рабочих отдыхают в обед на высоте более двухсот метров. Кто-то читает газеты, кто-то курит, кто-то даже держит в руках бутылку виски, а кто просто сидит. Все они расположились на строительной балке без страховок.
Говорят, что эти фото были сделаны не ради истории: постановочная фотосессия была затеяна ради рекламной компании RCA Buildings (здание - центральный объект Rockefeller Center)
Архив Беттманна**. Обед на небоскрёбе, 20 сентября 1932 г.
Рокфеллеровский центр — крупный офисный центр в Нью-Йорке, был построен в 1930-е годы на деньги семьи Рокфеллеров. Назван в честь Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего. Наиболее известны 14 высотных зданий с отделкой в стиле ар-деко.
В 1989 году Рокфеллеровский центр выкупила у Рокфеллеров японская группа компаний Mitsubishi.
Фотограф, выполнивший съёмку на высоте шестьдесят девятого этажа, неизвестен.
Правда, одно время считалось, что фото - дело рук Льюиса Хайна , именно он в те годы вёл фоторепортажи о строительстве Эмпайр Стэйт Билдинга. Потом авторство на протяжении десятилетия приписывали фотографу Чарльзу Клайду Эббетсу (тогда для установления авторства даже привлекали частное детективное агенство).
Тем не менее, сегодня фотография по-прежнему имеет официальный статус “автор неизвестен”.
Обед на небоскребе - дань памяти американским героям. Скульптор Серджио Фурнари
Почти семьдесят лет спустя, в 2001 году (через неделю после событий 11 сентября), скульптор Серджио Фурнари, вдохновлённый фотографией 30-х годов, создал скульптурную группу как символ безотверженности спасателей, назвав ее “Обед на небоскребе - дань памяти американским героям”.
Спустя два года скульптор установил "Обед на небоскрёбе..." на грузовик, превратив таким образом группу в мобильный музей. Лет через пять крайняя правая фигура (весом в 45 кг) была украдена неизвестными, а затем найдена на задворках одной из церквей, отреставрирована и возвращена на место.
Сегодня скульптура периодически перемещается по разным точкам, временами становясь статичной, но затем вновь отправляется на поиски нового места для экспозиции.
в 2010 году один из владельцев ресторана “Промышленная революция” (в городе Вальпараисо, Чили) заказал Фурнари копию скульптуры, пояснив, что скульптура трогает людей. Сам ресторан предназначен для самых обычных посетителей, можно сказать, работяг. Со слов владельца ресторана, идея заключается в том, чтобы через скульптуру выразить уважение простым рабочим, построившим страну.
Наконец, в 2011 году, группа лондонских рабочих решила повторить знаменитый кадр. Одиннадцать строителей отобедали на высоте 240 метров, на крыше коммерческого небоскрёба Heron Tower. Правда, ремейк получился не полным - повторить трюк без страховки не вышло, поскольку не нашлось желающих лишиться работы.
2011 год. Лондон. На верхушке Heron Tower
Смотрю на эту историю не без улыбки.
Получается, реклама не только уверенный двигатель торговли, но и творческого вдохновения тоже.
** Архив Беттмана
коллекция из 19 миллионов фотографий и рисунков, некоторые из них относятся ко времени Гражданской войны в США и включают некоторые из наиболее известных исторических произведений США. Архив также содержит изображения из Европы и других мест.