Константин Васильев - дух его картин (моё вИдение)
О творчестве замечательного художника Константина Васильева я узнала совершенно случайно. Хотя в случайности я не очень верю. История тогда произошла немного забавная. Муж очень любил читать детективы и перечитал их уже все, какие только мог найти. Мой брат предложил ему книгу, которую и сам взял у кого-то на пару недель почитать. Муж пролистнул и, скривившись отдал мне, чтобы вернула. Я решила полюбопытствовать, что же ему так не понравилось, хотя детективы читать не хотелось совершенно, и не смогла оторваться. Это были "Сокровища Валькирии" Сергея Алексеева.
Я не могла не влюбиться в эту книгу. Сейчас объясню почему. С детства я обожала русские народные сказки, мифы и легенды. Любимым чтением были сказы Бажова, которые заставили меня полюбить Урал. Заочно, разумеется. Мне так хотелось увидеть его бурные реки, поросшие лесом склоны, заглянуть в пещеры и, конечно же, повстречаться с Хозяйкой Медной горы. Всё это осталось в детстве. И вдруг эта книга. И в ней тоже об Урале и сакральных сокровищах, хранимых где-то в его недрах. Описание природы было так живо, что я просто до деталей видела всё: и реки, и леса, и горы с пещерами. Но это так - отступление.
В книге упоминался музей художника Константина Васильева. Якобы люди, на которых его картины производили неизгладимое впечатление, примечались хранителями тех сокровищ и могли быть приглашены к сотрудничеству. Это то, что относится к сюжету. Мне же стало просто любопытно, что представляет из себя творчество этого художника.
Когда я увидела его картины, то была просто поражена: на меня повеяло сказочным духом моего детства. Легенды и мифы словно ожили и обрели вторую жизнь, заиграв новыми красками. Первой я увидела картину "Северный орёл":
Взгляд отшельника, так я его окрестила, пронизывает насквозь. Кажется, он знает всё о тебе. Человек на картине похож на колдуна. Нет, не на банального колдуна, а на могущественного. Который может всё, или почти всё, но ему это уже не интересно, и он удалился в чащу лесную: подальше от людей и людишек, которым всегда мало. У него колючий, холодный взгляд, но это взгляд мудреца.
Затем была "Русалка". Мне она, правда, больше напомнила Снегурочку Островского. Красивая, печальная, одинокая и чужая всем, кроме леса:
Оказалось, что художник писал ещё и великолепные пейзажи. Об одном из них - "У тихой воды" - я поначалу даже подумала, что это фотография:
Печальная, тихая "Осень":
Как хочется прогуляться в лесу, шурша опавшей листвой. В детстве я это называла "делать шуршунчики". Вдыхать чуть сладковатый прелый запах и грустить. Осенью даже это доставляет некоторое удовольствие: любоваться красотой с примесью грусти.
Ещё один мудрец-отшельник:
"Человек с филином" - так её назвали. Это была последняя картина Константина Васильева. Он даже назвать её не успел. Говорят, что после её создания, он сказал матери, что теперь знает, как нужно писать. У ног старца горящий пергамент, на котором написано "Константин Великоросс 1976". В 1976 году художник погиб. Ему было всего лишь 34 года.
Я смотрю на его картины и понимаю, как он любил свою страну, свою историю, свои истоки. Думаю, его картины сами скажут лучше меня.
"Валькирия":
"Витязь":
"Гадание":
"Евпраксия":