Стихийные стихи. Занятие первое. Теория формы стихотворения
Урок первый. Техническая часть
А) Размерность: из чего состоят строки и как удерживать заданный формат
Б) Рифмы и рифмовка: виды и способы
Поскольку я не знаю, кто меня будет читать, давать буду информацию с самых азов.
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши верлибры?
Стихотворение состоит из трех частей: формы, интеллектуального содержания, эмоционального содержания.
Стихосложение - это балансирование в трех вещах: удержание определенной формы, наполнение определенным содержанием, нахождение в состоянии потока (вдохновения).
Я вчера, когда обдумывал этот текст, пришел к мысли, что стихосложение сложнее, чем инь и ян. Оно - условно трехмерно. Что же еще третье? Первым делом пришла в голову "хрень". Да ну, пошло. Потом еще какое-то китайское слово типа "джень", а потом "шень". О! Думаю, гармонирует. Полез в гугл, нашел.
"shen перевод на русский".
Ни фига себе! БОГ!
Вот это дааа!
То есть стихосложение, это: ЯН+ИНЬ+ШЕНЬ
ФОРМА+СОДЕРЖАНИЕ+БОГ(ПОТОК, ЛЮБОВЬ, СВЕТ)
Сегодня мы с вами рассмотрим первую часть: ЯН (ФОРМУ).
Как так получается, что у одного поэта стихотворения читаются легко, напевно, гармонично, а у другого все через пень-колоду?
Ответ прост: один соблюдает заданную размерность, другой - нет (не знает, не умеет, ленится...)
Сейчас сымпровизирую:
Купанье красного коня...
Воспоминания из детства...
Мне от любви не отвертеться,
Прям так и хлещет из меня!
Смотрим размерность:
8 9 9 8
Как я это определил?
По количеству гласных в строке.
Не важно, сколько согласных, ритм стиха - это его гласные.
Задал я размерность в первом катрене (четверостишье)
И шпарю себе, сверяясь в каждом следующем катрене, чтобы не порвать ритм.
Однажды истину постиг
Что мир наполнен только светом
С тех пор я стал в миру поэтом
И уж не нужен мне пострИг.
8 9 9 8
И так далее...
И вот поэты создали вокруг размерности целую науку, классификация, школы, традиции.
Я не буду сейчас углубляться в это, пойдет вам домашним заданием - почитать о всяких дактилях, амфибрахиях и прочем.
Кроме размерности в форме стихотворения есть еще рифмование.
Существует три основных вида рифмования для катренов: парная, перекрестная и кольцевая.
Парная: ААББ
Ежик по лесу бежал,
Спотыкнулся и упал.
Встал, спокойно отряхнулся
И тихонько улыбнулся.
Перекрестная: АБАБ
Кто мяучит в нашу дверь?
Кто скребется к нам в окно?
Это очень страшный зверь...
Наша кошка Домино!
Кольцевая у меня в первом примере.
Есть более сложные формы типа сплетенной (сонеты, рубаи и т.п.).
Но нам пока хватит базиса.
ЗАДАНИЕ: до 22.30 написать три четверостишия, каждое с разным видом рифмования, Но! В одной размерности.Размерность придумайте сами.
P.S. Друзья, кто не успевает, не страшно! Время у вас до завтрашнего вечера. Я сам в мыле, простите, что отстаю, жертвую опозданием, ради качества.
Друзья мои! Прошу репоста.
Репост - ведь это очень просто.
Нажал на кнопку и помог.
И чувствуешь себя, как бог!
Подписаться на меня - ЗДЕСЬ
картинки отсюда