Королева морна, легендарная босоногая дива — Сезария Эвора
Острова Зелёного Мыса так бы и остались известны нам лишь из учебников по географии, если бы не дивный тембр эмоционального и хрипловатого голоса Сезарии Эворы. За свою музыкальную карьеру ей удалось стать неординарной исполнительницей, иногда грустной, иногда весёлой, но всегда доброжелательной и внимательной как к зрителям, так и к коллегам по сцене.
Вряд ли кто-нибудь из нас знает креольский диалект, на котором она поёт, но почему-то все сразу понимают содержание песен. Те проникновенные интонации, тембр её голоса всегда помогают нам понять смысл. Слушая исполнение Сезарии, кажется, что мелодия будто льётся в душу.
Сезария Эвора
Сезария родилась в далёком 1941 году, на острове Сан-Висенте, в городе Минделу. Её семья была многодетной и десятилетнюю девочку отдали в приют в надежде, что там она хоть не умрёт с голоду. А вот характер у Эворы совсем не сахар, она была строптивой и своенравной девчонкой, ведь и росла она в самом неблагополучном квартале города под названием — Ломбо.
Те три года, которые малышка провела у строгих католических монахинь, Сезария вспоминать не любит, они были настоящим адом. Нет, монахини ничего такого не делали, но они ограничивали её свободу, а для девочки свобода ценилась превыше всех земных благ. Когда ей становилось грустно, она пела и настроение сразу улучшалось. Однажды ей пришлось обмануть бабушку, чтобы она забрала её из приюта. Девочка сказала, что в приюте её преследуют призраки, но, а суеверная старушка, конечно же, поверила внучке.
С 14 лет Сезария начинает зарабатывать на жизнь пением, сначала в барах, а потом и на круизных лайнерах, останавливавшихся в Минделу. Исполняла она разные мелодии и то, что ей особенно нравилось: стиль морну (который под влиянием фаду приобрёл иной оттенок) – ностальгические мотивы о разлуке, любви и печали. Её песни трогали душу, они были чувственными и незабываемыми...
Через несколько лет у певицы сформировался свой ансамбль и она стала давать концерты, гастролируя по стране. Эта девушка смогла своим пением увлечь слушателей душещипательными историями и зажигательными мотивами. Эвора с далёких Островов Зелёного Мыса, исполняла песни на одном из диалектов португальского языка, мало кто его знал, но она делала это так проникновенно, что душа рвалась на части.
Сезария быстро смогла завоевать любовь и признание публики и стать для всех «Королевой морны». Спокойная меланхоличная музыка родилась из смешения нескольких стилей: ангольской сембы, португальского фаду и бразильской ритмичной лундум. Хотя, многие считают, что самой первой морной был романс Brada Maria, написанный ещё в конце XIX века.
Широкую известность Эвора приобрела после того как в 1985 году впервые отправилась за границу в Лиссабон, куда её пригласил кабовердийский певец Бана. У него в городе был небольшой бар-ресторан, в котором и стала петь Сезария. Вспоминая день знакомства с талантом, Жозе да Сильва, который позднее и стал её продюсером, говорил:
Обстановка была вовсе не праздничная: все что-то жевали, галдели, стучали приборами, разговаривали, все занимались своими делами. А одна полная женщина тихо курила сигару и собиралась запеть, но когда она запела, мне захотелось плакать...
Так он и познакомился с удивительной босоногой дивой. Они сразу подружились и Жозе стал для Эворы не просто поклонником. Именно этот молодой француз (ему было всего 23) открыл для нас её голос, уговорив своенравную певицу записать в Париже пластинку, чтобы и другие любители музыки смогли оценить и послушать столь колоритный тембр её голоса.
После многочисленных уговоров Эвора всё же решилась уехать из Кабо-Верде, тем самым кардинально поменяв всю свою жизнь. Но не всё было гладко в её карьере. Жозе приходилось ходить по звукозаписывающим студиям Парижа и предлагать продюсерам послушать её песни, чтобы вывести Эвору на новый уровень и представить широкой европейской публике.
Однако, как только те видели её фотографии — договорённости рушились, продюсеры начинали махать руками, сокрушаясь, что диски с такими фото вообще никто не купит. До прослушивания песен дело даже не доходило. Возраст, полнота и хмурое выражение лица всех отталкивало.
И только в 1988 году певица смогла выпустить свой первый музыкальный альбом. Услышав её творчество, людям стало неважно как выглядит певица, альбомы сразу раскупались, а её голос был способен перевернуть душу, заставить прослезиться.
Сезарии было совсем неважно нравится ли зрителям её внешность и то, что она часто выступает босой, ей важна только музыка и то как она воспринимается окружающими. Музыку она любит и ценит, и для неё музыка — это и любовь, и жизнь, и счастье.
Знаменитая композиция «Бесаме Мучо», которую кто только не пробовал исполнить на свой лад, в исполнении Сезарии звучит очень проникновенно. Этой чёрной жемчужине с Островов Зеленого Мыса присуща поразительная глубина и чувственность, да и поёт она с каким-то внутренним шармом.
А босиком она выступает потому, что всегда помнит откуда она родом и не любит излишеств, носит только то, что удобно именно для неё. Так она отдаёт дань народу и своей родине, стране, которая стала частью её культуры. Сама Сезария старается нести в массы особое португальское слово – «саудаджи». Она стремится рассказать нам всем об истории маленького народа, дружбе и любви, лишениях и нищете.
Любая её песня — это и тяжёлая личная драма, и история человеческих переживаний, душевная красота, сочетающая то лирику, то патриотизм. Исполняя любые композиции, Эвора пытается показать как сила музыки может влиять на настроение людей, поступки и мысли.
А теперь послушайте великолепную композицию в исполнении певицы. Музыка Горана Бреговича, текст песни на стихи Теофиля Шантре. Своеобразное танго души Ausencia:
Всю свою жизнь эта женщина ничего не делала, чтобы нравиться. Ей часто приходилось спорить, убеждать всех в том, что она такая какая есть и другой не станет. Эвора прожила всю свою жизнь в одиночестве, она никого не впускала в своё сердце и в душу. Часто любила повторять о том, что жизнь дарит минуты счастья, но она же способна эти минуты у вас украсть, надо научиться жить и с ними, и без них.
Эта женщина, имея огромные деньги, не захотела жить в Европе, она постоянно возвращалась к себе на Родину, на свой любимый остров. Те песни, которые она спела до сих пор живут, их слушают и поют другие исполнители. Когда человек за свою жизнь совершает столько хорошего он не может умереть, он живёт в наших сердцах вечно.
Эта женщина стала для своей маленькой страны настоящим чёрным бриллиантом. Она никогда не строила никаких иллюзий на свой счёт, а просто была собой, жила, пела, общалась с другими людьми и покоряла нас не только своим чудесным голосом, но и необыкновенной добротой и состраданием.