Достоевский: каким вы его не знали
Почему Ленин называл великого Достоевского «архискверным писателем"? Чему научился у Федора Михайловича Фридрих Ницше? Какова истинная причина отцеубийства в «Братьях Карамазовых"? За что окружающие осмеивали Федора Михайловича, а Тургенев дал ему прозвище «Русский маркиз де Сад»? В чем Лев Толстой завидовал Достоевскому? Как за роман «Бесы» писателю удалось получить не 500 рублей, предложенные издателями, а 4000 чистого дохода? Обо всем этом и многом другом вы узнаете, если дочитаете пост до конца.
источник
Будучи молодым человеком Достоевский посещал революционную организацию дворянина Михаила Петрашевского. Позже он пересмотрел свои взгляды на петрашевцев, их убеждения и методы борьбы. В работе над романом «Бесы» писатель подбирал самые острые слова при описании членов этой тайной организации: противоестественное и скотское сладострастное общество, мошенники (а не социалисты), явную и бесспорную мерзость творящие… Вот эта-то правда, прямота и нелицеприятность в описании революционеров и не понравилась «вождю мирового пролетариата» В.И. Ленину, обозвавшего великого писателя «архискверным».
Немецкому мыслителю и самобытному философу Фридриху Ницше принадлежат слова:
Ницше почитал Достоевского своим, родным человеком.
источник
Нередко даже самые преданные ценители творчества великого писателя не могут однозначно ответить на вопрос, за что же был убит отец в «Братьях Карамазовых». Вроде бы как всему причиной были деньги, либо – подтолкнувшая к еще большей обоюдной ненависти отца и сына страстная любовь к Грушеньке. Ясности нет. Вдумчивый читатель замечает некий провал в повествовании. Словно есть что-то еще… То, откуда «ноги растут». И он не ошибается! Оказывается, по версии Достоевского, старший сын Дмитрий, будучи ребенком, неоднократно подвергался насилию со стороны родного отца. Раньше это называли содомским грехом. В печатных изданиях этот факт исключён. Отсюда – неясность.
«Мое имя стоит миллион», - такой мыслью поделился однажды Достоевский с братом Михаилом. Фактически же издателями его труды оценивались вдвое-втрое, а то и вчетверо меньше, чем, к примеру, Льва Толстого, Ивана Тургенева или Ивана Гончарова (100-150 руб.за печатный лист против 400-500 руб.). Полагалось, что Федор Михайлович сам сбивал себе цену, бегая по издательствам и предлагая свои рукописи, в то время как «барин» Толстой или «неженка» Тургенев вальяжно соглашались на публикацию своих произведений.
источник
Достоевский сокрушался, что от бедности он вынужден вечно спешить и писать ради денег, а следовательно, непременно многое, если не всё, портить. Ни разу(!) за всю свою жизнь, исключая разве что самую первую небольшую повесть «Бедные люди», не довелось Достоевскому написать что-то без спешки, обстоятельно обмозговав сюжет, детали, образы. Такое счастье миновало Федора Михайловича, хотя постоянно было его заоблачной мечтой, так и оставшейся недостижимой.
Ладно, давайте оставим политику, криминал, гонорары и поговорим о любви. О, любовь! - Достоевский знал в ней толк. Хотя и считал себя некрасивым (сравнивал с Квазимодо), более того – уродливым и вообще неинтересным человеком. С таким мнением о своей внешности его отношения с женщинами не могли быть ровными и ясными. Они и не были такими. Все осложняла в разы его врожденная впечатлительность, уязвленное самолюбие, нерешительность, боязнь женского отказа (равно как и согласия) и непреодолимое желание «жесткой» физической любви. Всё – накалено, обострено, всё – за гранью нормы. Когда он слышал от уличной красотки «нет», он терял сознание. Если же на свое предложение слышал «да»… тоже терял сознание. Кстати, куртизанки, вкусившие однажды его любовь, потом резко отклоняли его предложения, очень уж необычно, а главное, болезненно проявлялась его страсть. Не совсем понятно, как об этом мог узнать Тургенев, но он неизменно высмеивал «русского маркиза де Сада».
Было ранее опубликовано мной в Стимит