Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
smotritelmayaka
5 лет назад
история

Витрувий и "его" человек

Для начала, чтобы вам не так скучно было читать последующий текст, я попытался создать своего "витрувианского человека", хотя он и не совсем вписался в круг и квадрат, но в этом уже не моя вина...)))

Мало найдется людей, которые никогда не слышали выражение «Витрувианский человек» и все это благодаря одной из самых популярных графических работ великого итальянского художники и изобретателя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

Но кто из вас знает, почему Леонардо назвал своего человека витрувианским?

Марк Витрувий Поллион

На данный момент известно только родовое имя (номен) — Vitruvius. Имя (преномен) Марк и прозвище (когномен) Поллион являются вероятными, поскольку источником большей части биографических сведений являются труды самого Витрувия.
Предположительно, родился как свободный римский гражданин в Кампании. Получил архитектурное образование. Во время гражданской войны под руководством Юлия Цезаря принимал участие в постройке военных машин. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданиембаллист и других осадных орудий. Среди воплощённых проектов Витрувия наиболее значимыми являютсябазилика в Фано и конструкции римского акведука.
Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре под названием «Витрувианский человек». В основе взглядов Витрувия лежало представление об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека, которыми надлежит руководствоваться и при сооружении зданий, и при построении машин. Дата смерти Витрувия неизвестна (что может свидетельствовать о том, что при жизни его работы не получили широкого признания).
википедия

Знаменитый трактат «Десять книг об архитектуре» стал единственной на тот момент книгой об архитектуре на латыни. Витрувий обобщил в нем опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов, практических правил строительного искусства и принципов художественного восприятия. В результате трактат представляет собой энциклопедию технических знаний своего времени. Часто указывается, что с открытия этой работы началось итальянское Возрождение. Витрувий первым из теоретиков архитектуры высказал гипотезу о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, соразмерность здания и человека.

Витрувий описал шесть основополагающих принципов архитектуры:
Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объёма (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота).
Dispositio (расположение, основа) — описаны основы организации пространства, основы проекта и отображение их в трёх основных чертежах:ichnografia (план этажа), ortografia (чертёж) и skenografia (перспективный вид).
Eurythmia — определяет красивые пропорции, изучается композиция.
Symmetria — под этой категорией скрывается сильный антропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частях человеческого тела (нос, голова).
Decor — эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность.
Distributio — категория описывает способ экономического использования объекта.

Совершенно бесценный трактат Витрувия об архитектуре чудом умудрился пережить средние века и сохраниться в немногих списках, самые старые из которых относятся к 10-11 векам.

Списков Витрувия было немного - они были рукописными, на латыни (которую надо было знать) и достать их было непросто.

К огромному счастью, появилось книгопечатание - и во второй половине 1480х годов Витрувия первый раз печатают - почти одновременно с трудом Леона Баттиста Альберти об архитектуре.

И тут все просто помешаются на архитектуре, расчетах, Витрувии и античности, возведут его в культ - но подтянутся комментаторы и это продлится недолго. Появятся первые труды с попыткой осмыслить, что же можно и нужно из Витрувия использовать, а что навсегда осталось в прошлом - францисканский монах (и историк и даже палеоархеолог) фра Джованни Джокондо да Верона съездит в центр книгопечати - славный город Венецию, пообщается там с такими людьми как Пьетро Бембо и Лука Пачоли и издаст Витрувия в 1511 году с человеческими комментариями и новыми иллюстрациями (старых у Витрувия было мало и они не сохранились при переписывании).

А в 1521 году, опять же на не стихающей волне моды витрувианский De architectura наконец-то Чезаре Чезариано переведет на итальянский и отлично проиллюстрирует (и уж тогда его смогут прочитать те, кто не читает на латыни или читает плохо, например, Леонардо да Винчи).

Ну а дальше к Витрувию подтянутся Виньола и Палладио, но это будет уже позже.
Так вот, на волне этой безумной витрувианской моды все очень увлекались всевозможными расчетами и задачками. Одной из таких и был витрувианский человек. Рисовали его многие, а помнят, к сожалению, только одного.

Мариано ди Якопо Таккола, ок 1420г

Франческо ди Джорджо Мартино, ок 1480 года

Леонардо да Винчи, ок 1490 г

Джакомо Андреа да Феррара, ок 1490 г (встречались в этот год с Леонардо, после чего, возможно, оба и нарисовали)

Фра Джокондо да Верона, ок 1513г

Чезаре Чезариано 1521 г

Джованни Баттиста Сангалло «Горбун», ок. 1486

В 1490-1492 годах в одной из записных книжек Леонардо появился рисунок, посвященный 3-й книге Витрувия. На картинке был нарисован обнаженный мужчина в 2 различных позах. Этот рисунок получил наименование «Витрувианский человек», он вошел в тройку наиболее популярных творений Леонардо в качестве художника наряду с «Джокондой» и «Тайной вечерей». В нынешнее время эскиз находится на хранении в венецианской Галерее (Музее) Академии.

Несложно заметить, что фигура с разведенными конечностями вписана в окружность. А вот обнаружить, что центром этой окружности является пуп мужчины - дело непростое. Когда ноги сведены, а руки разведены в стороны, человеческая фигура оказывается вписанной в квадрат. Точкой пересечения диагоналей этого квадрата является паховая область.

Если внимательно рассматривать эту картину, то станет ясно, что Леонардо немного отошел от реальных человеческих пропорций из-за желания во что бы то ни стало вписать фигуру в круг и квадрат, символизируя таким образом не только тот факт, что человек - это часть природы, но и утверждая, что человек сам создает мир вокруг себя!

Это не просто графика, это сложное философское восприятие человека как творца и в то же время сущего, рожденного Творцом...

историяискусствоархитектурадизайнтворчествообразованиемыслижизнь
73
311.167 GOLOS
На Golos с November 2016
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые