Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
studentka
6 лет назад

ДНЕВНИК СТУДЕНТКИ: Китайская философия - человеческая природа и цивилизация

Я продолжаю изучать древнюю китайскую философию и писать об этом в своем дневнике. Этот материал основывается на лекциях бесплатного курса на образовательносй платформе Edx и на моем дополнительном исследовании. Курс называется Chinese Thought: Ancient Wisdom Meets Modern Science, его подготовил профессор Edward Slingerland, мировой эксперт в древней китайской мысли.

В следующей лекции речь шла о том, почему людям так сложно жить в цивилизации, и как это относится к различным моделям этики. Очень интересная тема, в свете того, как много людей сегодня стараются отгородиться от общества. Называют себя «социофобами», «интровертами», даже не до конца понимая сути этих терминов. Почему многим людям тяжело заводить новые знакомства? Как научиться чувствовать себя комфортно в обществе? В чем суть этой робости, боязни выглядеть глупо? Почему мы склонны испытывать недоверие к незнакомым людям? Оказывается, причины кроются у нас глубоко в подсознании... Читайте дальше, если интересно :)

Механизм выживания в социуме

Если оглянуться назад,то можно увидеть, что во времена наших далеких предков мы жили в небольших группах охотников-собирателей, в которую входило приблизительно 150 человек.
Поэтому мы действительно эволюционно адаптированы для жизни в маленькой общине, где большинство людей, с которыми мы общаемся - это наши родственники или хорошие знакомые.

Сейчас 99,9% людей живут в больших городах или, по крайней мере, в крупных обществах. Мы совершаем одноразовые контакты с множеством людей, которых мЫ не знаем и больше никогда, может, и не увидим больше. Это совершенно новый образ жизни для людей с точки зрения эволюции.

Когда мы жили небольшими общинами, все было просто и понятно, у нас появились механизмы, которые помогают управлять нашими взаимоотношениями с другими людьми.

Например, механизм выбора родни, когда мы более охотно сотрудничаем с родными, потому что мы являемся носителями общих генов.

Или механизм взаимного альтруизма.

Я помог тебе, а ты мне. А если я сделал тебе одолжение, а ты меня обманул – я больше с тобой сотрудничать не буду.

Эти механизмы взаимодействия как инстинкты, заложены в наше подсознание. Такие взаимоотношения наблюдаются и в животном мире.

В большом сообществе возникает проблема: если ты не мой родственник, и я больше никогда тебя не увижу – зачем мне сотрудничать с тобой?

Модели взаимодействия

Чтобы решить подобные конфликтные моменты и смочь существовать в цивилизации, человечество пришло к двум моделям взаимодействия.

  1. Гипотеза Института
    Это о умении укрощать свои эмоции и желания.
    Согласно этой гипотезе, наша горячая система, импульсивная, hot mind, осталась такой же, как в те времена, когда мы жили в племенах. Но сейчас мы создали законы, схемы наказаний и вознаграждений, которые позволяют нам подавлять эту «горячую» природу и действовать по-другому.

Чтобы взаимодействовать в социуме подавляем желание, продиктованное «горячей» системой, руководствуясь новыми, сознательными стимулами.

  1. Модель Обязательства (commitment model)
    Мы меняем свою природу, принимаем новые ценности или эмоциональные обязательства. Быть честным, заботится о слабых, быть лояльным сотрудником. Мы принимаем новые нормы поведения, загружаем их в наше подсознание и они становятся новым видом инстинкта.

Институты против человеческой природы

Очень интересно разбираться с этим напряжением и противостоянием между нашей природой и новыми моделями поведения. В древнем Китае этому вопросу уделяли очень много внимания.

Удивительно, что тогда как и сейчас основные стратегии, заложенные в древней китайской философии, называются примерно так: «Жить по закону» и «Жить по добродетели».

Одна группа философов – моисты и легисты выступали за то, что человеческую природу нельзя изменить, но можно изменить поведение методом «кнута и пряника». Легисты воспринимали всех людей как равных перед законом и Небом. И жить надо, руководствуясь законом. И каждый получает в обществе по заслугам, а не по родству.

Конфуцианство же, выступает за то, чтобы менять то, как ты себя чувствуешь в той или иной ситуации, о развитии мудрости, чувства долга, чувства справедливости. Жить по добродетели.

В раннем Китае были сторонники обоих течений, моисты и легисты выступали за когнитивный контроль и институционную модель организации общества, а конфуцианцы и даосисты говорили, что существовать в цивилизации - означает приобретать новые добродетели, брать на себя обязательства.

Здесь от себя хочу добавить, что мы знаем из истории, что Конфуций строил общество также используя законы и покарания, поэтому было бы глупо думать, что цивилизации достаточно лишь воспитать в себе добродетели.

Мы живем в современной демократии, то есть в институционном обществе, у нас есть законы и мы им подчиняемся. И все же, мы по-прежнему ценим добродетели, такие как честность, лояльность и мужество, но мы не фокусируемся на них. Интересно, что когда мы видим людей, которые нарушают нормы этики, мы стараемся воздействовать на них, это называется этическим воспитанием. Этическое воспитание - это результат нашей адаптации к моделям этики.

Модели этики

По словам профессора, в настоящее время есть три основные направления в этике.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

Цитата из Википедии

  1. Деонтология – этика долга, руководствуется правилами и рациональностью. Правильность поступков важнее последствий.

  2. Утилитаризм или консеквенциализм. Здесь речь идет о полезности, высшая ценность - это счатье и его максимизация. Утилитарианцы судят по результатам, а не по поступкам.

  3. Этика добродетели. Речь идет о духовных тренировках, формировании новых эмоций и желаний, таких, например, как честность или сочувствие. Яркий пример – Аристотель. Ранние конфуцианцы и даосцы тоже были приверженцами идеи этики добродетели.

Вот и мы сейчас, спустя тысячелетия, можем наблюдать, как эти «холодные» и «горячие» модели взаимодействуют и до сих пор противостоят. Наша сегодняшняя стратегия выглядит точно так же как и раньше - мы учимся воспитывать в себе добродетели, культивировать их в своем подсознании, чтобы в то время, когда не работают законы и правила, в жизни не возникало хаоса и мы могли принимать решения при взаимодействии с социумом. Мы будем поступать так, как должны, потому что нужная модель поведения уже в нашем подсознании и стала нормой.

В завершение этого материала, хочу поделиться ссылками на 3 релевантных этой теме курса, которые можно посмотреть на Coursera

Я подписалась на все три и собираюсь посмотреть выборочно лекции, которые заинтересуют своим названием. Возможно, следующие публикации будут как раз о моем впечатлении от этих новых курсов.

Подписывайтесь на мой дневник!

@studentka

6
693.594 GOLOS
На Golos с December 2016
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые