Фестиваль "Музыки Голоса": Моя любимая коллаборация (любимый альбом)
Текст подготовлен для фестиваля «Музыки Голоса»: Моя любимая коллаборация:
https://golos.io/stihi-io/@vp-music/festivalx-muzyki-golosa--obzor-rabot-nagrazhdenie-i-start-19-go-sezona-moya-lyubimaya-kollaboracziya-
Какой альбом может быть любимым у старого и закоренелого битломана? Правильно, альбом Битлз. Той самой группы, от которой многие отворачиваются по трагикомической причине – старьё. А вот тут кому как: если не отпускает, то это что? Если другое не трогает – это почему? Oldies, But Goldies (Старое, но золотое)… Кроме вкусов, о чём ещё не спорят? Да лучше вообще этого не делать – истина всё равно не родится. Одна из моих книжек заканчивается словами: "После смерти папы и мамы у меня было только два светлых пятна: авторская песня и Битлз". Кроме того, предлагаю не забывать, что было написано на воротах Бухенвальда.
Первый раз от этого альбома я обалдел, когда и услышал его в первый раз, - где-то в классе восьмом. С той поры что только не менялось: и правители, и флаги с идеологиями, да и сама страна перестала существовать. А вот чувство обалденности осталось.
Это альбом "ABBEY ROAD" ("Монастырская Дорога") – по названию бульвара (Северный Лондон), где и по сей день располагаются знаменитейшие студии звукозаписи концерна EMI (в центре города, не заблудитесь – в городе ещё есть несколько улиц Abbey Road!).
Начнём сначала – а почему "ABBEY ROAD"? Первоначально Битлы хотели обозвать альбом "ЭВЕРЕСТ" – и совсем не в честь величайшей вершины. Просто на сессиях записи звукоинженер Джефф Эмерик постоянно курил страшно вонючие сигареты "Эверест". Маразм по-битловски – это по полной программе! Но когда пришла пора ехать на съёмки в Гималаи, было так неохота…
И вот тут Маккартни пришла в голову блестящая мысль, изложенная в рисунке и на словах, которую воплотил в жизнь Йен Макмиллан:
Было сделано шесть снимков, один из которых и попал на обложку альбома:
А дальше пошло-поехало. Даже был разыскан человек, стоящий вдали у машины с правой стороны – им оказался американский турист из Флориды Пол Коул, приехавший в Лондон вместе с женой. Во время этих исторических съёмок в 10 утра 8 августа 1969 года, он вышел из отеля подышать воздухом. Что там за гуси ходят туда-сюда? Так и попал в историю:
В настоящее время имеется больше тысячи различных (опять таки от трагизма до комедии) повторов на это фото – причём официально выпущенных на конвертах альбомов групп. Да Бог с ними. Одно из самых заветных желаний битломана – перейти Abbey Road, а там и помирать можно. А какой шум поднялся, когда власти города приняли решение убрать дорожную разметку! На ко, выкуси! Естественно, битломаны не дали! Это всё равно, что Аврору в Питере убрать, хоть и не настоящая стоит. Хорошо, хоть скамеечку поставили на тротуаре – можно спокойно разуться, чтобы пересечь улицу босиком. Да, раньше авто почтительно и с пониманием останавливались, когда поклонники совершали обряд. А сейчас… А ведь деньги теряют! Ну, установи ты монетоприёмник – бросил сколько-там, и у тебя – к примеру, минута на переход, целование асфальта, фотографирование и протчая…
Вопрос более "сурьёзный" – в оформлении альбома были найдены новые неопровержимые доказательства смерти Пола Маккартни (кому интересно - более подробно см.:
https://golos.io/ru--muzyka/@svibor/zhiv-li-pol-makkartni-1;
https://golos.io/ru--muzyka/@svibor/zhiv-li-pol-makkartni-2;
https://golos.io/ru--muzyka/@svibor/zhiv-li-pol-makkartni-3;
https://golos.io/ru--muzyka/@svibor/zhiv-li-pol-makkartni-4).
Основным, конечно, являлось то, что вся эта процессия перехода дороги была похоронной. Впереди шёл Джон – в белом костюме – священник, если не сам Господь… За ним Ринго – в строгом чёрном костюме, без единого перстня – уж как он их любил! - служащий похоронной конторы… Далее – Пол, которого уже нет: почему левша держит сигарету в правой руке? Почему только он идёт босиком (во многих странах покойников хоронят босыми)? И почему только он идёт не в ногу с остальными?.. Процессию завершает Джордж, одетый в джинсовку – могильщик…
Дорожный номер у "Volkswagen Beetle" ("Фольксваген-жук"), припаркованного у тротуара - 28IF. То есть – 28, если бы… Это значит, что Полу могло бы исполниться 28, если бы он не погиб (правда, на момент съёмок ему было 27). На самом деле номер машины 281F.
Посмотрим на заднюю сторону конверта:
Через какую буковку в слове "Битлз" проходит трещина? Правильно, через букву "S". А, как известно – S в английских словах – это множественное число. Значит, количество музыкантов убавилось…
А небольшие точечки-щербинки на стене перед словом "Beatles" - легко складываются в цифру 3, в результате чего и читается как "3 Beatles"…
Пора приблизиться к самому содержанию альбома. У Джона и Пола, как у главных ремесленников, были разные точки зрения. Джон хотел сделать простой рок-н-ролльный альбом, Пол мечтал о рок-симфонии. И они это сделали, две концепции слились! В этом и состоит магия альбома.
Первая сторона до сих пор щемит двумя вещами. Первая – сделана Джоном по заказу Тимоти Лири – патриарха ЛСД, когда тот решил баллотироваться в губернаторы Калифорнии и заказал Джону песню с названием "Come Together". А что? Заглотил, – и вперёд! Не вышло, правда, посадили за пропаганду наркоты. Но придуманная им фраза осталась, как и видео его смерти – сам зарядил плёнку и включил аппарат. Тимоти:
Только после гибели Джона осознаётся, зачем он так – ведь слова наши материальны. Я о том, что в песне "Come Together", в проигрышах между куплетами, Джон, отворачиваясь от микрофона, неоднократно повторяет: "Shoot me!" ("Застрели меня!"). Никто из Битлз не позволял себе такого. В исполнении Битлз видео не нашёл, да его и нет наверное. "Come Together" - John Lennon/The Beatles (Live In New York City):
Второй шедевр первой стороны – конечно, "Something" Джорджа Харрисона. Безусловно, это вторая "Yesterday" в битловском арсенале. Сам мэтр Фрэнк Синатра назвал её "лучшей любовной песней за последние 50 лет". А уж сколько любовных баллад он перепел! У нас в школе на танцах любили её играть – правда, пелась, игралась и звучала она совсем по-другому. Но это было не важно. Главное – это был медленный танец, можно было пообниматься.
Вторая сторона – два шедевра (Джорджа – "Here Comes The Sun" и Джона – "Because", о которой он говорил, что это "Лунная соната", сыгранная наоборот), после чего – знаменитейшая рок-симфония Пола: восемь песен, сменяющих друг друга без перерыва, причём первая – состоит из четырёх разных, но взаимосвязанных частей. Это просто чудо какое-то. Не было такого, и когда нечто подобное появится – сложно сказать. К сожалению, в ю-тюбе шедевр разбит на части, поэтому – только первая песня из 8-ми, начало сказки:
Сказки, которая заканчивается прощальными словами музыкантов – "And in the end / The love you take / Is equal to the love you make" ("В итоге – ты получаешь столько любви, сколько отдаёшь"). Последние строчки последней песни последнего альбома группы. Никогда ни одна из музыкальных групп мира так не прощалась со своими поклонниками…