Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
taisha
4 года назад
кино

Джокер

Не так давно нашумевший фильм Джокер, заявленный на 11 Оскаров, получил 2 из них. Неясно, почему он не получил 3 и больше, но все бывает. Напишу свои соображения, и почему он не получил больше в том числе.

Итак, Джокер. Сюжет кинокартины наверное уже все знают, поэтому спойлерить не опасно. Некий мужчина, имя которого Артур Флек,

живет со своей матерью в условном городке Готем, название которого многим многое скажет. Но я постараюсь не касаться в этой статье истории Готема, так как вижу в Джокере отдельный прецедент.

Живет этот мужчина в бедном районе, и фактически двойной жизнью. На лице без грима у него нет ни тени улыбки, и его вообще ничего в жизни не радует. А работа его такова - смешить людей. Так как он получает воспитание, при любой ситуации улыбаться.

Такого рода воспитание характерно для тех, кто путает свое счастье - и счастье других людей. Неизвестно, чего хотела добиться мама Артура, но на деле происходит нередкая ситуация. Вместо собственного счастья Артур получает абсолютно не идущую ему профессию смешить людей. И не рад ей, и сам себе противен.

Человек, которому играть в трагедиях - получает трагедию в жизни. Потому что не реализован дар вовсе не комика, а человека с трагической составляющей в характере.

Однако это холерик с довольно бешеным нравом. И это начинает прорываться. Пистолет, подаренный сослуживцем для нас символ того, что жизнь преподносит Артуру сюрприз и намек. Стань мужественней, стань мужчиной. Артур в западне, живет с мамой в бедном районе, постоянно сидит на лекарствах. Тем не менее, пистолет он принимает и начинает носить с собой. Красивая игрушка. Которая не вовремя выпадает из кармана, и его увольняют с работы, которая ему напрочь не подходила.

Пистолет - это оружие, которое позволяет не приближаться к жертве. И убивая задиристых людей в метро, Артур понимает, что не чувствует ни капельки раскаяния. Почему они оказались сынками богатых родителей, никто не знает - так тоже совпало. Таким как Артур положено трудится и не задавать себе вопросов.

Артур воспринимает всех людей как чужих и посторонних. Кроме некоторых, которые ему не делали зла. К тому же он давно мертв по жизни, этой жизни у него нет и никогда не было. Как и свободы в городке Готем. Где многие не занимаются тем, чем им положено по судьбе, отрабатывая жизнь как сны родителей, или фантазии воспитателей. А раз он мертв, то не все ли равно, живы или мертвы другие люди?
Ему нечего переступать, кроме собственных цепей, и так случилось, что апельсин на веревочке как раз улетел: социальные беседы с психологом закончены, с работы уволили. Остается пистолет.

Артур не слеп по жизни, и не размазня. Хоть оружие опьяняет его, однако убийство матери он совершает другим путем. Это очень глубокие корни привязанности, когда вынужденный постоянно ухаживать за выжившей из ума матерью, просто не подозревал, как ему все это осточертело. То, что мать лгала ему, только добавляет вишенку на этот торт из безумного количества зависимости и ненависти. За то, что фактически мама и обрекла его улыбаться тогда, когда хочется выть или материться. Ведь он не свободен и дома.

После этого мужчина становится свободен. Но пойдя на убийства, он не может остановиться, а городок Готем внезапно охвачен подражанием неизвестному клоуну, убившему в метро троих богатеньких буратино. Только Артур не Буратино, ему хочется реванша на телевидении.

Танцы на улице в гриме - грань, по которой ходит Джокер.

Дальше он не намерен снижать накал страстей, и признается в телевизионом шоу, что он и есть убийца. Но делает это он не как заправский Джокер, а как только что им ставший Джокер. Только что рожденному Джокеру нужны убийства, чтобы доказать себе, что он - есть. И толпа подтверждает, что Джокер существует, так как в городе Готем флешмобы пока существуют вне интернета.

Фактически это история о том, что в городе Готем, явно американского штата, отсутствует свобода как таковая. Истеблишмент занят вопросами, как будет пилить бюджет городка Готем, а бедняки вкалывают на заводах. Артуру же достается самая плохая роль с детства, мать не чувствуя в нем человека, воспитала его как душевную проститутку ради счастья других людей. А душу закладывать при жизни как известно, опасно. Артур убийца, все так. Но его давно убила мнимая свобода, которой на самом деле нет и не было. Ложь создает Джокера таким, какой он есть - а не таким, какой он должен быть в комиксе, где есть хорошие герои, и плохие.

Герой хорош, но плох. Тем, что не успел подпрыгнуть и подлететь как над толпой, так и над своими вчерашними кумирами. Он вынужден их убивать. Так как не видел никаких факторов развития, или изменения своей судьбы.

Герой плох, но хорош. Он стал свободным. Переступив через грань несвободы весьма известным путем, когда встает вопрос: "Тварь я дрожащая, или право имею?"

Хоакин Феникс создал мятущуюся душу, вовсе не козла отпущения, а человека, который в течении всей кинокартины поднимается до своей роли в жизни. Другое дело, что живя так, как он жил. У Артура не было возможности выучить и другие роли. Что ж: "Те, кто сидит на дешевых местах, могут аплодировать. Остальные пусть звенят своими драгоценностями", - как сказал в свое время Джон Леннон.

С точки зрения психоаналитики, в сюжете фильма все достаточно стандартно: мужчина живущий с мамой, которого все достало, и пистолет как аргумент изменения. Кроме одного. Не всякий человек почти не присутствуя в уличных потасовках, пробуждает толпу к действию. И появление Джокера на сцене улицы весьма эффектно. Он не призывает ни к чему, он вообще этого не хочет. Но политика - свободная птица, и она поддается именно тем, кто ничего от нее не хочет, а живет своей жизнью. Способность таких людей аккумулировать страхи и ярость толпы и приводит Артура к горстям таблеток. О своем призвании он ничего не знает, так как оно опасно для любой социальной структуры, которая и так уже не в порядке. Артур подсвечивает и усиляет собою все неполадки в обществе.

Сам фильм "Джокер" ставит под сомнение принцип существования Америки, создает подкоп под символ Свободы. Ибо что это за свобода такая, где матери учат детей с детских лет лгать себе ради простейшей выживаемости. На уровне выживаемости нет свободы, так как свобода - это понятие людей. А несвободный живет в зоопарке и по сути, человеком не является.

Вот поэтому мне думается, саму кинокартину и обошли Оскаром, ибо место, куда ударил, Джокер, не защищено. Это не в традициях, получать приговоры такого рода. Это тяжело и больно. Артур Флек против народа. И несмотря ни на что, он выигрывает эту партию. Как ее может выиграть человек именно в Америке. Стране с традициями свободных. Иногда стоит сломать ход игры в пользу Джокера.

кинопсихоанализ
28
519.975 GOLOS
На Golos с February 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые