Символизм в живописи Ренессанса
Эпоха Возрождения пришла на смену культуре Средних веков, это эпоха интеллектуального и художественного расцвета. Это время величайших живописцев таких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичели, Тициан, Джотто и многих других ярких творцов, внесших значительный вклад в мировую художественную культуру. Знакомясь с полотнами эпохи Ренессанса, мы отмечаем новые художественные приемы, мастерство и безупречную технику, красоту, эстетику, изящество и гармонию, работу со светом и цветом.
"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи
Но очень часто от нашего внимания ускользают, казалось бы, незначительные детали. Художник как будто случайно вписывает в композицию то какую-то птицу, то дерево на заднем плане, то вкладывает в руки героини букетик цветов. Это не случайность – живописец оставляет нам зашифрованные послания. Это символы, особый язык, который эпоха Возрождения унаследовала еще от Средних веков. Каждый предмет что-то означает, добавляет смысл к произведению, их можно читать словно книгу, а все символы вместе взятые в контексте картины в целом дают нам представление о замысле художника, что он хотел сказать своим творением.
В XV-XVI веках люди легко понимали язык символов, они были понятны каждому. Сейчас же нам приходится специально изучать значение каждого символа, чтобы настроиться на восприятие картины, максимально приближенное к тому, каким оно было у современников художника. Главным образом символизм присущ произведениям на религиозные темы, библейские сюжеты, однако и светские полотна не лишены тайных знаков.
Этой статьей я начинаю серию постов, каждый из которых будет посвящен конкретному символу, его значению, и будет сопровождаться наглядными примерами из живописи.