Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
tihiy-chelovek
7 лет назад

Опыт написания стихов... Часть 2

(Продолжение. Начало см. здесь:

 https://golos.io/ru--statxya/@tihiy-chelovek/opyt-napisaniya-stikhov-na-vashikh-glazakh-chast-1 )

  
Итак, что же дают нам эти четыре строки? О чём они? Что за ними скрыто? Начнём с последней строки:"Сегодня шифруюсь и глупое сердце паролю".
 

Шифруюсь - для чего? Наверное, для того, чтобы меня не узнали, если я сам этого не захочу: ни близкие, ни просто знакомые люди... Вероятно, степень усталости действительно такова, что никого не хочется видеть... И даже сердце закрываю на пароль, чтобы в него никто не проник, и тем более незнакомые люди... Потому что если они, новые люди, проникнут в него, - "ВСЁ ОПЯТЬ ПОВТОРИТСЯ СНАЧАЛА"! Нет, никакого повторения, никаких послаблений для "глупого сердца" - я смертельно устал! А почему, кстати, сердце глупое? Потому что слишком доверилось людям, потому что... слишком любило и открывалось навстречу! Но каким бы глупым ни было моё сердце, оно мне именно своей открытостью, своей приветливостью и дорого! Нужно просто дать ему временно отдохнуть, восстановиться, - и тогда, может быть... Но в это "тогда" мы пока заглядывать не будем...
О чём говорят нам другие строки этой первой строфы? "Я завтра уйду по тропинке, почти неприметной"... Что это за тропинка такая, куда она ведёт, и почему она едва приметна? Тропинки, как известно, пропадают-зарастают, если по ним не ходят. И чем дольше по ним не ходят, следовательно, тем сильнее они зарастают, вплоть до полного исчезновения с лица земли... По какой же такой тропинке никто (и я в том числе) так долго не ходил, почему вдруг я вспомнил о ней - и завтра куда-то уйду по этой тропинке?
Здесь, конечно, можно отыскать много вариантов для ответа: это и тропа в прошлое, в детство, это и, действительно, может быть дорожка к соседнему дому, где я уже "сто лет не был" (заскорузлая обида или даже вражда), это и позабытый мною путь к некогда любимой и любившей меня женщине... Да мало ли можно придумать историй, которые сказали бы нам, почему заросла некогда любимая и важная для нас тропинка! Если бы она не была дорогА и памятна, разве стремился бы человек по ней уйти от смертельной усталости, разве вспомнил бы о ней вообще в тяжёлых для себя, для своей души (и сердца) обстоятельствах? И дорогА, и вспомнил, и завтра по ней уйдёт! Куда?
И вот здесь вступает в силу то, что я сам для себя условно называю НАЧАЛЬНЫМ СТРУКТУРИРОВАНИЕМ стиха. В это понятие я включаю некий каркас стихотворения, на который будут нанизываться, надеваться (назовите это как хотите) отдельные строки и строфы... И чаще всего этот каркас бродит подспудно где-то даже не в сознании,а в подсознании, в некой отдалённой памяти, в почти безотчётных сферах интуиции и фантазии... И ждёт своего часа и своей минуты! Когда она приходит, этот таинственный каркас выплывает из глубин (словно ниоткуда, но это не так) - и становится ясным и на удивление подходящим! (Это ещё не та самая ФОРМА СТИХА, над которой мы все так бъёмся, но это уже её оснастка!) Для того, чтобы распознать эту явившуюся пред-форму, надо всего лишь чётко и чутко прислушаться к себе - и подспудное всплывёт, как субмарина, и обнаружит по крайней мере ключевые свои точки: начальную и завершающую, начало и конец! В этом, ещё не написанном стихотворении, после моих вопросов и ответов самому себе, предварительный структурный каркас безоговорочно для меня выявился такими двумя точками: Я УХОЖУ ОТ СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ (ОТ СЕБЯ СЕГОДНЯШНЕГО)... - К САМОМУ СЕБЕ ЖЕ: ПРЕЖНЕМУ, ИЗНАЧАЛЬНОМУ, НЕЗАМУТНЁННОМУ!
Когда я это осознаЮ, мне не хочется доискиваться, насколько это свежая, никем не высказанная ранее поэтическая мысль, насколько это адекватно тем усилиям, которые уже потрачены на создание стиха, и т.д. Мне это в данный момент почти не важно, это даже не второстепенные вопросы... (Просто я вернусь к ним гораздо позже, когда проглянет уже "лицо" всего стихотворения).
А сейчас, в этот решающий для дальнейшей работы момент, я понимаю, что усилия потрачены не зря, и, казалось бы, случайные образы и нюансы - вовсе не случайны... Давайте ещё раз, так сказать, в свете открывшихся пониманий, прочтём эти четыре строки, и вдумаемся в них по-новому:
 

Я завтра уйду по тропинке, почти неприметной,
Не в дальние страны, и даже не к дальнему полю...
Вчера я смертельно устал от судьбы трафаретной,
Сегодня шифруюсь и глупое сердце паролю...
 

И мне уже хочется продлить это четверострочие, твёрдо зная, куда оно должно двигаться:
 

"Вчера" и "сегодня" смешались в нанайской забаве,
А мне не смешно, - и так хочется нежного "завтра"!
 

(Эпитет "нежное" завтра - не точный, нужно найти более подходящий для завтрашнего "похода". До него было "светлое" завтра, "доброе" и другие, но ни один эпитет не подходит, включая "нежное". Но зато насколько мне, если можно так выразиться, КОМФОРТНЕЕ искать этот эпитет (пусть даже и очень долго), когда я знаю, ЧТО мне нужно, КАКОЕ чувство нужно для "завтрашнего" настроения человека, ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ К САМОМУ СЕБЕ! Это уже не поиск вслепую, и даже не интуитивный, - это зрячий, осознанный поиск того единственного слова, которое передаст возвышенное чувство ВОЗВРАТА! (Если была бы такая возможность, я попросил бы вас помочь мне найти это неуловимое пока слово! И уверен, что оказался бы завален самыми неожиданными и дивными словами-эпитетами!)
 

И знаете, что ещё пришло мне в голову? (Очередное глупое клише, словно мысли могут придти НЕ В ГОЛОВУ!) Что надо несколько изменить четвёртую строку! Почти кардинально! Она должна сказать нам не только и не столько о каком-то шифровании и таинственности, сколько о СБЕРЕЖЕНИИ ПОЯВИВШЕЙСЯ СЕГОДНЯ РОБКОЙ НАДЕЖДЫ НА ВОЗВРАТ! Отсюда и "шифры", и "пароли",- чтобы не сглазить эту надежду до наступления завтрашнего дня! Теперь буду думать и об изменении этой строки, но это уже "в охотку", ибо знаю, ЧТО мне надо... Пока что-то примерно такое: "Зато я сегодня ... от сглаза... от взлома...? ... свет сердца паролю", или -"аккаунт надежды паролю", или "всё прошлое в сердце паролю"- тут несколько смещается акцент; или... - вариантов много, но ни один из них пока не попадает в "яблочко"... Однако найдётся,- это только дело времени и моей сосредоточенности...)
-----
"Вчера" и "сегодня" смешались в нанайской забаве,
А мне не смешно, - и так хочется взрослого "завтра"!
 

(Эпитетом "взрослое" я обыгрываю борющихся коротышек "вчера" и "сегодня" (в некотором смысле, неполнокровных, ущербных),- и полноценное "завтра", которое с наступлением рассвета встанет во весь рост! Но поиск эпитета продолжается...)
----
И ужас как хочется в утренней звонкой дубраве,
В сиянии солнечных брызг, повстречать динозавра!
 

(Вы понимаете, куда я поворачиваю? Я хочу возврата не только к самому себе, но и... к истоку человечества, и даже к началу жизни на Земле! Но это не я,- это меня кто-то подтолкнул... И это парадоксальным образом и работает на понятие ВОЗВРАТА К ИЗНАЧАЛЬНОМУ! Так что мы на верном пути! К тому же, начинает появляться драгоценная для стихов ИНТОНАЦИЯ - лёгкий, ненавязчивый юмор, нечто светло-детское, оставшееся где-то очень глубоко в памяти, и не только личной, но и генетической...)
----
Я завтра уйду по тропинке, едва различимой...
 

(Этот рефрен я буду усиливать, скажем так, "степенью различимости" тропинки: чтобы подчеркнуть, насколько поздно я спохватился, насколько всё висит на волоске, насколько в самый последний момент я попал на свою заветную тропинку, которая вот-вот исчезнет навсегда...)
 

И вот предварительный итог:
 

Я завтра уйду по тропинке, почти неприметной,
Не в дальние страны, и даже не к дальнему полю...
Вчера я смертельно устал от судьбы трафаретной,
Зато я сегодня... аккаунт надежды паролю! (оставим пока так).
Или: "Сегодня я в сердце надежду от взлома паролю..."
 

"Вчера" и "сегодня" смешались в нанайской забаве,
А мне не смешно, - и так хочется скорого "завтра"! (ещё один эпитет, м.б., более точный)
И ужас как хочется в утренней звонкой дубраве,
В сиянии солнечных брызг, повстречать динозавра!
 

(Очень захотелось продолжить эту полуфантастическую картину, и поэтому сразу же пишу дальше!)
 

Я сяду в счастливом восторге ему на загорбок,
И он повезёт бородатого чудо-мальчишку
В лимонные рощи, в страну шоколадных обёрток...- (вариант: шоколадных коробок)
И нежно растает, увидев на пальме мартышку!
 

(Нежно растаять можно, как минимум, двояко: от нежности к мартышке, и - очень тонко, медленно, постепенно просто растаять... Но я уточнять не буду, так интереснее... Правда, куда я денусь, когда динозаврище "просто растает", я пока не решил,- и мне это безумно нравится: сочиняй, что хочешь, на полную катушку! Странным образом от одного только этого последнего четверострочия у меня реально поднялось настроение, и захотелось остаться в тех первозданных рощах до глубокой ночи, и кататься на разных теплокровных животных до изнеможения! Не только мы влияем на стихи, которые сочиняем, но и они на нас,- и ещё неизвестно, какое влияние сильней!..
Добавлю к этому, что последняя строка грезилась и такой:
"И там пересадит меня на конфетного мишку", и такой: "И там неспеша превратится в конфетного мишку", и даже такой: "И вдруг подо мной превратится в зелёную мышку"... Но вариант с мартышкой мне показался самым симпатичным... )
----
(Однако, я, как говорится, слишком "закусил удила": уже вовсю расписываю счастливые моменты, а как же я вернусь к "серьёзности начала", к моей "смертельной усталости"? Просто каким-то резким, контрастным переходом? Например, превращением какого-нибудь мишки... в экранного премьер-министра? Это, конечно, могло бы принести сиюминутный эффект, но увело бы интонацию стиха в сторону... Не хочется... Если честно, вообще пока не хочется возвращаться ни к опостылевшей серьёзности, ни к предполагаемому рефрену:
 

"Я завтра уйду по тропинке, едва различимой..."
 

Хочется просто УДРАТЬ ТУДА, ГДЕ МНЕ ХОРОШО, - и всласть натворить красивых строк, для чего всё и затевалось! Но что-то не даёт мне этого сделать, а ЧТО не даёт (или кто), пока не знаю... Меня же ведь никто не обязывал писать именно ТАК, А НЕ ИНАЧЕ? Или всё-таки кто-то (или что-то) обязывает?.. Да... жаль... возвышенное настроение ушло... Придётся возвращаться к рефрену...)
 

"Я завтра уйду по тропинке, едва различимой,
Куда-то туда, где я не был немыслимо долго..."
----
Ну, а куда я уйду и кого повстречаю на своём неведомом пути, мы узнаем чуть позже, - в окончании этих "процессуальных" заметок... А пока - пока!
 

(Окончание следует).  


6
0.048 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые