Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
tihiy-chelovek
4 года назад
колонка-критика

Выдёрныш-62

  

Анна Кудинова появилась на сайте ("Стихи для людей") всего лишь 20 февраля 2014-го года...
Опубликовано 20 стихотворений (по состоянию на 31 марта). Лично меня поразила первым же стихотворением – «Горгулья и Луна», от последующих только возрастало моё удивление: и юным возрастом Анны, и поэтическим пиршеством строк, и каким-то бесстрашием в изобретении новых слов, рождённых интуицией поэта...
 

Специально дал себе некий срок, чтобы не срываться с места в карьер по прочтении только первых её творений...
20 стихотворений – это уже тот самодостаточный массив, по которому вполне себе можно составить представление о поэтическом замысле по имени Анна Кудинова...
 

«Шелестает легенда - наверное, шепчутся рыбы -
Только рыбам известна тоска абсолютной свободы,
ибо здесь ,за отсутствием рамок, отсутствует выбор,
Оттого беспокойны о форме грустящие воды.
 

Беспредельная синь... Беспредельной омыта печалью -
Без тревоги, пустой суматохи. Неясною грустью
Разразится в душе - всеобъемлюще, первоначально
Беспредельная Синь - и уже никогда не отпустит.»
 

Ну разве поднимется рука указать юной коллеге, что нет в русском языке такого слова –«шелестает»? Я просто завидую по-белому такой расчудесной находке, этому удивительному словцу, которое теперь шелестает у меня в душе! Это и шелестит, и листает, и шествует, и плещется о гальку, и шепчется с рыбами... 

А вот эта строка: «Разразится в душе – всеобъемлюще, первоначально...» Помимо красивого буквенного построения, невольно восходящего к Тютчеву («Есть в осени первоначальной...»), тут и очень тонкая звукопись, как у Гомера: представьте себе наплывающую волну и медленно прочтите – «Разразится в душе всеобъемлюще первоначально...» Разве не слышится плеск воды, её переливы и шёпот?
 

А «тоска абсолютной свободы»? Это не тоска о свободе, это именно тоска оттого, что вокруг – абсолютная свобода! Какая потрясающая мысль!
У меня полное ощущение от этого стихо («Беспредельная Синь»), что оно не придумано автором, а услышано, угадано, записано по мере возникновения звуков, а мысли, воплощённые в стихе, - это мысли, пришедшие извне...
 

«И забьётся в груди бесприютная, красная рыба,
Прорывая хвостом пресловутый аквариум рёбер,
Будто сам ты, покинув границы, нечаянно выплыл
В Беспредельную Синь косяком серебрящихся вобел.
 

И тасуя, как карты, мгновения, числа и лица
Шелестящей веками, прозрачной, могучей рукою,
В невесомости неба лазурью лазурь отразится
Голосящим в безмолвии, вечным, сияющим Морем.»
 

Единственное замечание, некоторую заминку у меня вызывает слово «вобел» (множественное от вобла): слишком оно бытовое, непоэтичное, хотя и сопровождается эпитетом «серебрящиеся»... А, может, я и не прав...
 

Перейдём к другому стихотворению: «Лес, в котором...» Вот его самое начало:
 

«Прорываются в окна зелёные лапы
И шумят тишиной, и зовут за собой,
В обезумевший мир, позабытый и слабый,
Проливая, как песню, мерцающий вой.
 

Вой Луны - обессилевшей спутницы боли-
Разлетелся в ночи, заставляя дышать...
Ветви режут лицо, ветви стёкла вспороли,
Как дрожащие строчки пустую тетрадь.»
 

Какая поразительная образность: «шумят тишиной», «мерцающий вой», а ветви сравниваются с «дрожащими строчками», вспарывающими «пустую тетрадь»... 

Всё время присутствует контраст, поэтически оправданный, одна метафора наслаивается на другую, без утраты связующего смысла... Я бы назвал это высоким по своему качеству мастерством, но откуда оно у 17-летней девушки? Сколько нужно было перелопатить стихотворческого грунта, чтобы достичь такого мастерства? Для меня это остаётся загадкой... Нельзя же всё объяснить пресловутой интуицией, хотя и напрашивается такой вывод!
 

Смотрим дальше «Лес, в котором...»:
 

«Лес, в котором рождаются мёртвые птицы,
А затем оживают и грустно поют.
Лес, в котором нельзя ни пропасть, ни разбиться...
Засыпающий космос, лиловый уют...
 

Лес, расчерченный сотней дорожных прожилок,
По которым бежать миллионами ног -
Чтобы небо кипело и море кружило
Бесконечным биением тёплых дорог...»
 

Невозможно оторваться от этой чарующей картины, от этого лесного космоса, от этого слияния кружащегося неба и тёплых земных дорог... Заметил за собой, что непрерывно читаю сразу несколько строф подряд, прежде чем делаю какую-то остановку или передышку в восприятии... Это говорит о том, что интерес возрастает по мере продвижения по рельефу стиха, по его внутренним «коммуникациям», хотя и не всегда стих развивается, он может и рассыпаться на пригоршню красивых картинок, но эта красота и оказывается связующим раствором для стиха в целом...

 Невольно подумалось: может быть, Анна помнит этот лиловый уют... из каких-то своих прежних жизней, а теперь отрывочно, с тёплой грустью вспоминает его? Может быть, все её стихи – это воспоминание о прежней прекрасной жизни? Уж простите мне такой метафизический, кармический и мистический подход к поэзии! Это Анна меня сподвигла...
 

Вот строфа из очень любопытного стихо «Если не проклинать пустоту»:


«Здесь, в пустоте, за избытком Вечности
Хочется мир обвинить в беспечности,
Хочется мир разложить по правилам,
Чтоб пресловутый порядок правил им.
Только порядок лишает живости
всё, что пургой в голове кружилось,и
злой молоточек спешит забиться в ней,
в прах растирая глаза и лица. И
прелесть неявного и эфирного
Стонет под гнётом стального мира...»
 

Помимо нетривиальных мыслей, заложенных в стихотворении, оно ещё и технически построено очень интересно, каждая строфа (а их пять) практически выглядит, как отдельное стихотворение внутри единого стиха, применяются составные рифмы, рваная строка (весьма гармоничная при этом), и так далее... А образность и парадоксальность мыслей привораживают: «избыток Вечности», «прелесть неявного»... И, странное дело, ты уже почти не замечаешь той сюрреалистичной ситуации, когда автор поставила себя... внутри Пустоты: ты просто идёшь за автором и веришь ему, как достоверному рассказчику, а не сказочнику... 

Словно мы каждый день проникаем внутрь Пустоты и по-свойски в ней ориентируемся! Ещё один отличительный признак хорошей поэзии: она не раздражает своей необычностью, а ведёт за собой, даже если парадоксальна и далека от привычных представлений... Такая поэзия создаёт ощущение тайны, которую знает автор... И мы благодарны за это нашему Вергилию, пусть даже и очень юному...
 

«А между тем, средь дум дремучих,
Когда с небес струится тьма,
Когда Париж ночною тучей
Сокрыт, и поступью летучей
Заходят в окна стражи сна,
 

Когда ,объятая покоем,
Зевает улица дверьми
И темнотою нежно кроет
Глаза оконные свои.
 

Избавясь от дневной проделки,
Ныряет в сон – О, сладкий яд!
Как только полночь шепчут стрелки,
Горгульи крылья шелестят.»
 

Это из первого стихотворения, опубликованного автором на страницах СДЛ, - «Горгулья и Луна»...
И опять: «улица зевает дверьми», «темнотою кроет... глаза оконные свои», «летучей поступью... заходят в окна стражи сна»... Яркая картина, превосходный поэтический язык, слегка стилизованный под классиков 19 века... Хочется читать дальше!
 

«Её сковал и век, и камень,
И тайны строгой старина,
Лишь в тёмном сердце бьётся пламень,
Горгулья в холод влюблена.»
 

Пламень в сердце бьётся от влюблённости... в холод! Даже скептик не сможет сказать, что так не бывает... У поэта Анны Кудиновой ещё и не такое бывает в стихах, и мы с удовольствием этому верим!
 

«Ах, если б крылья из гранита
Подняли в небо, сразу мгла
Была бы в пух и прах разбита
Глазами, где горит Луна.
 

О, белолицая красотка,
О, гнёт поэтов и волков!
Ну что же может камень кроткий,
Страдалец мраморных оков
 

Тебе отдать, помимо взгляда,
Души, что прелести полна.
Но красота порою ядом
Кипит и сердца лишена.»
 

Честное слово, это мне напоминает по стилю и возвышенной романтике «Демона» Лермонтова: «Печальный демон, дух изгнанья, Летел над грешною землёй...» И дело вовсе не в совпадении размера, способе рифмовки, и даже не в языке, который удачно стилизован... Дело – в самом духе романтики, которым пронизано всё стихотворение Анны (а стихо очень большое, можно приравнять к маленькой поэме), дело в драматичной и волнующей истории, которую талантливо воплотила в стихотворной форме Анна...
 

Ну, вот и прозвучало слово «талант»... Хорошо известно, что ранняя похвала, особенно чрезмерная, может навредить автору... Но что для Анны считать «ранним», если перед нами практически зрелый поэт? И я не знаю, что говорили ей другие критики, друзья, коллеги по творческому цеху, но я уверенно произношу эти слова: Вы талантливы, Анна!
 

Меня радует разнообразие тем, в которые Вы окунаетесь, богатый, образный лексикон Ваших стихотворений, убедительность и притягательность Ваших парадоксов, свобода и широта обращения с вечными категориями...
 

«Убегай от проклятого города, труб и печей,
Разбивая часы – эти мерзкие счётчики грусти,
Убегай от дивана и гнусного скрипа ключей
Под плащом темноты – а иначе тебя не отпустят.
 

Убегай от оскала седых человеческих стай,
Тех, чьи лапы завязли в асфальте, а души – в бетоне.
Презирая покой, сквозь туман убегай, убегай,
С беспокойной душою, кричащей, молящей о Доме.»
 

Это из «Проклятого города», написанного, как один, пропитанный болью, возглас! Анна из Рубцовска, небольшого алтайского городка... Я когда-то бывал в нём, и не думаю, что конкретно именно этот городок породил такие страстные антиурбанистические стихи, но, вероятно, настоящему поэту достаточно и малого, чтобы разглядеть большое: и хорошее, и чудовищное... «Проклятый город» не может оставить равнодушным, он будоражит и сознание, и душу читателя!
 

Стихотворение «Ко дню рождения Гагарина» заканчивается такими строчками:
 

«Верь тишине, воскрешающей тени былого -
Милые лица и ропот погибших ракет,
Верь тишине, отвергая избитое слово -
Куцую форму, сгубившую ласковый свет.
 

Там, за вуалью дождей неземного покроя,
В кратерах лунных погибшие сны хороня,
Нежной печалью проносятся души героев
В алом биении новорождённого дня.
 

Души героев - мелодия силы нетленной,
Той, что сплетает мгновенья в единую нить...
В тёмном окне зацвели сухоцветы Вселенной
Мёртвой звездой, продолжающей тихо светить...»
 

До спазма в горле, если вспомнить и погибшего космонавта №1, и других космонавтов и ракетчиков, отдавших свои жизни родине, которой уже нет на Земле... С благодарностью к поэту, так пронзительно напомнившему нам об этой печали, хочется просто молча склонить голову перед памятью погибших, но оставшихся в вечности...
 

Кто-нибудь спросит не без ехидства: «Неужели у новоявленного поэта нет недостатков?»
 

Конечно, они есть. Зачастую стыки слов не звучат, спотыкаешься о них, иногда пунктуация оставляет желать лучшего, бывает и некоторое излишество деепричастий, не очень желательных в поэтических строках... Даже заметил некоторую потерю смысла в угоду «красивому слову»... Почти все стихотворения имеют солидный размер, что нельзя отнести к безусловному достоинству...
 

Но всё это – исправимо, всё относится к «наживному», всё в пределах «погрешностей» несомненно талантливого автора!
 

Пожелаем ему доброго существования на сайте «Стихи для людей», творческого драйва и упехов: как в поэзии, так и в жизни!
 

Завершить свои заметки хочу цитатой из стихотворения-ассоциации (как сам автор определил его жанр), - «Белокаменный храм»:
 

«Ты, конечно, почувствуешь юною, ясную прелесть,
И поймёшь, что провёл здесь, пожалуй, три тысячи вёсен –
Белокаменный храм, где каскады видений слетелись
На нестройные ритмы разбуженных многоголосий.
 

Белокаменный храм… Восходя на алтарь горизонта,
В предвечернюю пору на жертвенный камень ложится
Ясноглазое Солнце, танцуя предсмертное рондо,
Чтобы снова воскреснуть из пепла оранжевой птицей.»
 

Спасибо, что выслушали меня. До новых встреч! 

«Приветствуем тебя, юное создание! (Заметки на полях стихотворений Анны Кудиновой), 05 октября 2018 на Голос.io  

источник изображения

колонка-критикапоэзияанна-кудиновавысокий-слогюный-талант
20
329.410 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые