О чём говорят мужчины.
Первая часть «О чём говорят мужчины» стала практически культовой. Комедия ушла, как говорится, в народ и её растащили на цитаты. В рамках типичного роад-муви четыре друга отправлялись в поездку из Москвы в Одессу на концерт группы Би-2, а по пути общались о жизни. Вторая часть получилась более оседлой как в повествовании, так и в тематике. Авторы зациклились на теме измен, размышления о которых слушать было не слишком приятно и смешно. Третья часть обещала вернуться к концепции роад-муви и немного расширить горизонты обсуждаемых тем. Фильм вышел на экраны, поэтому можно оценить, что получилось у «Квартета И» на этот раз.
Четыре друга всё реже проводят время вместе и то маленькое, но счастье, постепенно ускользает от них, как вода сквозь пальцы. Леонид пытается подстроится под нужды жены, двух взрослеющих дочерей и родителей, которые очень хотят видеть его на юбилее дяди. Ростислав терзает себя странными отношениями с молодой особой на четверть века моложе его. Александр погряз в рекламном бизнесе, но столкнулся с денежными трудностями. Ну а Камиль застрял в созерцании бесконечного пространства с вечно недовольным лицом. Именно это созерцание и натолкнуло его на мысль бросить все текущие проблемы и отправиться на пару дней в Санкт-Петербург. Друзья соглашаются на его авантюру, даже не догадываясь об истинной причине путешествия.
Впрочем, цель путешествия вскоре отходит на второй план. Не так уж важно куда двигаться, если тебя окружают друзья. Так, собственно, и получилось — отправившись из Москвы на поезде, герои шатаются по вагонам, обсуждая собственные жизни. Сценарий фильма, как и в предыдущих частях, выстраивается из разговоров о том, как было раньше и как оно выглядит сейчас. Почему важно одно и неважно другое? Почему сейчас не может быть, как раньше и почему и что нужно сделать, чтобы не было мучительно больно за совершенные поступки? Бесконечные поиски правильных ответов в несуществующей книжке с подсказками. Основной тематикой диалогов становятся поиски счастья, приближающаяся старость и проблемы самоопределения.
Режиссёр Флюза Фархшатова ("Немного не в себе», «Атлантида») добавила в проверенную формулу диалогов обо всём долю меланхолии, которая разбавляет повествование и оставляет приятное впечатление. Грамотное сочетание грустных и позитивных моментов создаёт правильную атмосферу и успешно доводит заложенную мысль. Авторы на этот раз ставят перед собой задачу не максимально развлечь зрителя, но поделиться размышлениями на вполне конкретные темы, которые волнуют героев, достигших определённого возраста, статуса и добившись определённых вещей. В диалогах проскакивают идеи самоопределения и необходимости следовать указке окружающих. Действительность накладывает ограничения на мысли и желания растущего организма, а это ведёт к конкретным и вполне ожидаемым последствиям.
Как и в предыдущих частях авторы регулярно сопровождают свои истории визуальными образами и они аккуратно вписываются в повествование. Люди на перроне могут замереть, пока группа Би-2 играет свою песню, а соседнее купе плацкартного вагона окажется уютной кухней с мамой и папой, которые не преминут отчитать сына за проступок. Ещё следует отметить операторскую работу, которая часто радует эффектными ракурсами и панорамными видами. Пролёты камеры над улицами Санкт-Петербурга захватывают дух, да и есть что-то неуловимо приятное в кадрах, где герои ходят там, где ты сам можешь прогуляться.
«Квартет И» в полном составе продолжает играть сам себя и их образы, хоть и вымышлены, не лишены правдивости. В героях можно узнать свои собственные поступки и описанные ситуации моментально примеряются на себя. Другое дело, что актёры практически не выходят из сложившихся годами образов. От фильма к фильму персонажи претерпевают лёгкие трансформации, но это не сказывается на общем впечатлении. Как такового развития героев не происходит что в первом, что во втором, что в третьем фильме, так что говорить о какой-то выдающейся актёрской игре не приходится. С другой стороны, актёры справляются с созданием нужного настроения в каждой отдельной сцене, а этого в комедии оказывается достаточно.