Конструктор
Вчера вышел клип, взорвавший давно ототалитаренный определенный суб-сектор информационного поля русского рэпа.
Будем объективны, и не будем кромсать монументальность попсы клыками любви к художественному тексту, к искусству вообще.
Потому обратимся лишь к следующим строкам из куплета новой восходящей поп-звезды русского рэпа, Loqiemean’а.
«Как смыть мне с глаз, блять, кемеровский пепел?
Давай, блять!
Каждый новый день стремится отнять
Я проживаю день, как будто два дня…»
Скажут: персона малозначимая, чего её трогать, кто это вообще: будут правы.
Это - испарится через год-два-три, ну, от силы десять, если достаточно денег вольют в персону - но испарится.
Это даже не "крутой" Oxxxymiron.
Но на примере сей персоны можно проследить очень уж интересную тенденцию. В общем-то, таких и впрямь - пруд пруди, скажи "Слава СССР!" без достаточной иронии, и слетятся, от мух отличаясь лишь тем, что не на дерьмо (но перенося сей неприятный запах из предыдущих мест своего обитания, рифмующихся с будущими).
Этот же персонаж еще отличился на митинге против блокировки телеграма, выступил там с пламенной речью, за которую ареал послушников поп-звезды вокруг её головки нарисовал новый ореол.
«Мы умнее наших родителей», и прочее, и прочее. Графомания даже в популизм вползает у артистика.
Итак, что мы имеем? В общем-то, психотип определенной прослойки «молодых» современной России.
Сводка:
- практически обязательно - оппозиционеры, «фрешмены» протеста (варьируется от «я не либерал, но терпеть больше не могу!» из уст того либерала, что уже настолько либерал, что фашист; до «он нам не царь» из уст людей, определяющих себя монархистами по взглядам);
- отличаются заядлой ненавистью к Советскому союзу, к стране рабов, с попустительской степенью приятия Победы ("Ну, ладно, так уж и быть, да, спасибо что мы живы, на ветеранов не наезжаю"), типичными "Победил народ вопреки государству" и всему в этом духе (тоже – мысли разные, но все об одном);
- вполне объяснимой предыдущим пунктом степенью опьянения собственной персоной - холёностью лица, сытостью полюбившей культ потребления души (душонки), эгоизмом, ощущением небытия ничего и никого вокруг, пустота в общении (из-за зацикленности на постоянном монологе внутри себя, которому аплодируют как на программах Соловьева, которого они, кстати, разумеется, ненавидят; видать, прыщи в зеркале и впрямь легче ощутить, а "тело, что тупо болит" наличия волдырей культа собственной личности уже не ощущает), слепотой в отношении исторического и политического контекста (вера (практически религиозная, при всем-то их протеста против церкви!) в плохих большевиков и "Гитлер лучше Сталина, ладно, не лучше, одно и то же, Гитлер убивал не своих а чужих!"), и определенная дозой пацифизма, причем, чаще всего – одностороннего - Россия вновь должна за всё покаяться, за всё зло в этом мире, ибо воюет в этом мирном мире только не мирная она; иногда же пацифизм тоже варьируется, и эти улыбчивые лица ратуют, как-то даже умудряясь пробудить совесть, и за то, чтобы «воображаемые» враги РФ тоже оружие сложили (куда, кто? вы ж только что: «воображаемые»!), но сложат они его, видите ли, только если мы пойдем на уступки, и т.д. - суть остается примерно та же - опыт 1985-1990-ых годов как-то прошел мимо сих господ, им не очевидно, что если вновь каяться начнет одна Россия, кто-нибудь этим да опять воспользуется, да и пользуется уже, но слепота есть слепота, увы.
Собственно говоря, на примере данного экземпляра видим все три пункта:
- «фрешмен», и протеста - тоже;
- ненависть к Советскому союзу. Ну, конечно, строй, который на протяжении всего существования, так или иначе был против всего, что описано в третьем пункте, при всех вопиющих минусах системы, но – против, против потребления, потребления в степени «потреблядство», против денег как первозданной ценности человеческой жизни, против того объема лжи, что проповедуется половиной мира сейчас (себе, другим) – в общем, строй, имевший хоть в своей основе, «во глубине сибирских руд» хоть какой-то аскетизм (смягчаем для либеральных глазок) – такой строй не может не вызывать ненависти у представителей новой буржуазии, которым свойственны -
- холёность и культ потребления, наслаждения своей протестной персоной, - можно лицезреть сие в клипе «Быть дауном», просто следите за мимикой (о, там ведь ирония и юмор?! ну, а как насчет...), в том же «KONSTRUKT», где как раз фигурируют эти строки про Кемерово. Отметим сразу, чтоб потом вернуться - через строку после "сопереживания" жертвам Кемерово - строка про «каждый день» артиста «как два».
Несчастный, день у него «как два». Трагедия твоих бурных будней соразмерна Кемеровской?
Итак. Вот они.
А теперь - подумаем. Ну, в данном случае - артист. Кто его «музыку» слушает? В основном, точно такие же люди, как и он. Так или иначе, разделяющие его взгляды.
Ведь никакой пропагандой тупости в одной из самых литературных стран мира тягу сознания, или хотя бы подсознания, к тексту, к содержанию, не вытравишь. Но тут и минус есть - рано или поздно «объект» начинает «хавать» что дают, если этого дают уж слишком много, если творчество такого рода, такого вида – всеобъемлющее, везде, всюду.
Особенно если артист осквернит «родством» своего гортанного протеста какую-нибудь значимую фигуру - ну, рассматриваемый экземпляр перепевал Высоцкого. Голос неплохой у экземпляра, но не ему петь, не ему.
Да и Высоцкого не всегда Высоцкому было петь.
Итак - музыку слушают примерно такие же экземпляры. Паства.
Ну, с исключениями в виде тех, кто просто хочет «музыки которая качает», с чем экземпляр порой справляется неплохо, но, повторим - тяга к содержанию все равно есть у русского человека. И именно это содержание музыкальным (кавычкам самим стало противно, и они убежали, соскочили с этого слова в отношении артистика) потоком вливается либо в душу невинного студента или школьника, кто просто хотел музыки пожёстче, погромче, а содержательно попроще, либо в уже оскверненную пластмассовым миром душу.
А теперь... задумайтесь. Ведь, - против этого избранный экземпляр с его паствой тоже протестуют! - учащиеся за бугром дети многих наших олигархов - это те же самые дети, из того же поколения. Роскоши побольше на их жизни выпало, но что-то же им надо слушать. В основном, конечно, слушают зарубежное, но и русское иногда – надо ведь?
(«Не забывай свои корни», даже коли нет уже тебе «вещей на порядок выше»…)
И нужно что-то, близкое по духу, совпадающее по воспитанию ("Был плохой совок а теперь ты, дочурка, можешь за границей учиться, ездить в том, слушать то..." ездить на том, не слушать...). Что, может, не дотягивает до холености лиц детей олигархов, но все равно имеет, так сказать, общий «крой», идею общую…
Короче говоря - легко же представить дитё олигарха по имени X, сосущего из откатов на стройках города N, слушающим Loqiemean’а?
Да легко! Ну, легко же!
И уж тем более других участников клипа «KONSTRUKT», ну, тех, кто – еще более попса и еще менее протест. Легко же!
Это - их музыка. Музыка богатых, холеных.
Разумеется, есть много частностей и исключений, но частность меркнет перед честностью.
Итак - тезис доказан. Осталось его повторить.
Вот этот вот артист, и десятки, сотни ему подобных, со всем его (и их), по факту, договорным протестом, на деле же являются деталями механизма, обслуживающего аппарат управления. Деталями конструктора современного «прогрессивного» государства, западного типа, в который, увы, попадает и наше.
А в нашем случае, так уж и быть, пойдем на поводу у присказки «В России - олигархи, на Западе - бизнесмены!» - получается, эти артисты, и особенно наиболее «протестный» из них – это составляющие части механизма обслуживания олигархата. Детали выстроенного конструктора; на деле же, выстроившегося автоматически; не пойдем на поводу у конспирологов и не будем делать комплиментов олигархам и бизнесменам, предполагая, что они настолько умны: намеренно, всё просчитав, выстроить такой грандиозный механизм самопропаганды! Нет, нет.
Но конструктор, случайно выросший модненьким небоскребом, составленным сплошь из отходов «Золотого миллиарда», всё же есть, и наличие его отрицать бессмысленно.
В нашей стране, в других странах - странах капиталистических, где власть, так или иначе (кроме карликовых раев вроде Португалий и Норвегий, да и там…) принадлежит богатым, именно такие артисты и их паства - обслуживающий персонал власти богачей.
Холеность, «потреблядство», человеконенавистничество, мизантропия (вещи, кстати, разные), «человеко-пустота», эгоизм, «потемкинские дачи» «взглядов» и «мнений» - ладно, без цитирования Летова не обойтись – «пластмассовый мир». Забавно, кстати, что под одним из видео на youtube с этой песней Летова «лакеи капитала» с пеной изо рта доказывают «поганой вате», что эта песня не о победе капитализма в мире, что не надо политизировать, тупая вата, всем плевать на ваши коммунизмы…
Ну-ну. Поживем – увидим. Летов, кстати, поживет и увидит. А вы не поживете – вас нет. А видеть давно разучились.
Конечно, у всякого человека есть грехи, и никто не говорит о том, что право протестовать есть лишь у безгрешного; но как можно протестовать против зеркала?
Есенин – разбил!... Но и то, в его зеркале отражался не он. Другой. Тьма. Что-то на дне человеческом, вылезшее, выторговавшее путь на зеркальную волю – но это не точное отражение.
А здесь же - зеркало, которое путем работы вечного (ли?) двигателя обслуживания, еще и полируется языками – и неважно, прирученных и запертых в клетки соловьев, или соловьев, завидующих клеткам прирученных.
Наконец, вернемся к цитате.
«… смыть с глаз, блять, Кемеровский пепел…», - повторим, повторим, повторим! – сразу за этой строкою следуют строчки про себя, про себя любимого, у которого такой-то вот «каждый день», сразу, сразу за этой строкою, словно б подсказкой нам, людям, словно б разгадкой: вам же в лица плюют, над вами смеются, они смеются, они же должны понимать, что нельзя со своим пышным индивидуализмом чередовать трагедию, ну хотя бы не настолько близко, смежно, они ж не глупы, вроде, не глупы, как же так!?
Конечно, яркий индивидуализм свойственен многим, ну, примера ради, первого попавшегося возьмем - Юкио Мишима исторично, «красиво», «персонифицировано» завершил книжку своей жизни сразу после провальной попытки мятежа («во имя императора» - нельзя не отметить) – но это другое, это совсем другое. Другой размах – личности, поступка, протеста. Юкио Мишима не сделал модненькую причесочку, не вырядился в дорогие шмоточки, не выкрасил зубов, не украсил душу белым флагом нескончаемого пацифизма (если, конечно, белую повязку камикадзе не считать признаком такого флага); можно сколько угодно обвинять его в слишком вылезшем напоказ «индивидуализме», в артистичности смерти – но это был гений и герой. Да и люди, шедшие с ним, знали, на что идут. Здесь «индивидуализм» не первостепенен, это бурная смесь, это наоборот – трагедия, не комедия…
Здесь же, у нас, наяву, сейчас – обезумевшая от фанатизма паства словно б выносит, митингуя, «протестуя», на улицы громадное зеркало, зеркало своей бушующей толпы, украшенное еще и сотнями флагов-зеркал: посмотрите, мы такие же как вы, но мы хотим на ваше место!
В одной статье я уже писал о схожем, но задам вопрос опять: ведь в этой толпе есть и хорошие люди. Другого «кроя». Другого «сорта». По-настоящему возмущённые настоящими проблемами. Как вы думаете, пойдут ли они с вами опять?
И, наконец – к главному. И к жестокому. К приговору.
Конечно, артисту не смыть с глаз Кемеровский пепел.
Ведь руки, которые подносит он к своим глазам, дабы протереть их – сами в этом пепле.
Ведь этот артист – часть обслуживающего современный режим аппарата. Современный режим – режим отсутствия внимания к человеку, зацикленности на деньгах – вперед человека; режим «человекопохуизма», «человекопустоты», «человеконенавистничества».
Кидайте камни в распятое тело СССР – но там человек был в центре. Оттого ему иногда и было худо, порой, кроваво худо – но, кстати, так ли худо, как сейчас?
А был и Чернобыль, был и Чикатило – но сейчас их больше. И в отношении их жертв миру наплевать. Везде - у нас, за бугром, у бугра…
И это вашему-то, воспитанному пацифизмом миру.
Ему плевать.
Вы обслуживаете застывшую, застойную, гниющую современность, противоречащую уж и собственным понятиям прогресса, Западную «матрицу», куда «воображаемые» враги, может, и сами того не понимая, но пытаются запихать планету.
Да что там – запихали уже, только ноги торчат, дрыгаются, ноги в Сталинских сапогах…
Однако же, безусловно радует – что? – «договорной» с властью Зюганов (как мы выяснили выше – оказывается, менее договорной, чем вы; хоть знамя – красное; пусть и нет – пока - тех рук, что могли б продержать его подольше на прибранных площадях цивилизации) смог «вернуть» себе приватизированный вами, такими как рассматриваемый артист и ему подобные десятки и сотни, протест. Вывел стотысячную толпу на митинг в Москве.
Красные знамёна реют, красные знамена ждут. Ждут – не крови – а хотя бы внимания какого-то. Кричат, вопиют цивилизации, скорчившей похабную рожу: мы есть! Мы живы! Есть что-то кроме денег… а есть ещё и кто-то… мы. И даже «вы» - где-то тоже есть. За намалеванной мерзким макияжем роскошью, выжранной с девяноста процентов планеты.
Возвращаясь же к теме Кемерово, не могу удержаться от цитаты из статьи Эдуарда Вениаминовича Лимонова, очень ёмко и очень «в тему»:
«По поводу трагедии в Кемерово: все мнения и все аресты - невпопад. Следует запретить совмещение в одном здании торгового центра и детского развлекательного. Убрать детей с рынка. Ну ясно, доходы владельцев ТРЦ упадут, но ваши дети останутся живы. Виновны те кто позволил совмещение!»
Апологеты капитализма, рынка, наживы на человеке, включая «экземпляр» - не поймут. Тем не менее, в этой цитате, кратко – обо всём: о безалаберности мировой модели, об отсутствии человека в ней и деньгах как первозданной её ценности.
В (ищите на youtube) аристократической беседе Парфенова и Дудя, где затронут был и артист Face с его песней «Мне похуй» и его, как он у Дудя расшифровывал свое творчество, бунтом против того, что «родителям похуй на их детей» - вряд ли когда-нибудь промелькнет хотя бы схожий с Лимоновским упрек мировой системе.
Ну, ничего – «хавайте», богема вы наша – и продолжайте учить, так, между прочим, «рабскую русню» как «НЕ ХАВАТЬ».
И мне противно, противно даже так - даже в ответ, в ответ! - политизировать трагедию; играют во мне нотки буржуазного пацифизма.
Но - я должен; должен кто-то давать ответ автоматизированному мировому блядству, ткань России еще более рвущему, чем любой другой страны – политическую, социальную, духовную, культурную, да любую ткань. Это – не местные, это – откуда-то оттуда, это всё – не то. С холёным лицом печку топить не будешь.
А они, между прочим, «никому ничего не должны», но им и не противно играться с трагедиями.
Идет игра буржуазий. Даже если договорной (по факту) протест вот такой вот «народной буржуазии» (не в смысле «из народа», но в смысле «не из власти», хотя – кто знает…) одержит, внезапно, нежданно-негаданно, победу – что очень уж невероятно – система останется такой же. Соловья заменят еще на какую птицу-говоруна, властью официально коронуют какой-нибудь «Конгресс», к названию страны добавят «Штаты», олигархов может и не сменят, лишь прозвище новое дадут – «бизнесмены», и – в добрый путь, на крыльях новой пустоты.
Ибо лучший капитал – это власть, кто ж не хочет заполучить его?
Да и, собственно говоря, не какие-нибудь учебники «совковые» об этом говорят, не история КПСС, не марксистские и не ленинские учения – сами апологеты капитализма говорят, молясь иконе своего неверия: «конкуренция!». Кричат это слово, торгуют этим словом, конкурируют с этим словом. (Матрица.) Так вот вам и конкуренция – конкуренция двух буржуазий.
Представить Loqiemean’а и ряд таких же артистиков на месте многих членов Госдумы – легко. Ну, пару лет продержать, чтоб растолстел в должной мере – и вообще не отличить.
Один знакомый мой, как он однажды про себя сказал, «completely liberal person», ну, молодой парень, слушает много современной музыки – про данного артиста отозвался примерно следующим образом: «Главная его проблема – демистификация образа».
Мое – молодое, прогрессивное! – поколение мыслит образами, картонками, уставлено лицами в «потемкинские дачи». Плевать на содержание – а вот если бы сей артистик не выступал на митинге, не торговал зеркально отражающим его «врагов» лицом, ну, больше «мистики» в свой протест добавил бы – вот был бы прекрасный исполнитель, послушать было б можно, музыка бы от этого та-а-ак изменилась, и во-о-обще…
Вы играетесь в конструктор. Нет, - вами играются в конструктор. Да, хорошо растеклось по миру «another brick in the wall», полное страдания от бессмысленности бытия, страдания от того, что ты, - швея, учитель, солдат, консультант, менеджер, рудокоп, священник, политик – всего лишь кирпич, кирпичик в стене.
Но вы и не кирпичи. Детальки обслуживающего механизма. Даже не самого конструктора.
За Сталина!