Илья Ефимович человек, которым я восхищаюсь
Я не стану рассказывать о творческих годах Ильи Репина. Не буду разбирать его полотна или восхвалять мастерское владение кистью. Меня больше волнует то, что давало художнику его поразительное виденье мира.
Смертельный поцелуй публичности
Нет ничего ужасней публичного признания. Когда чопорные искусствоведы пришивают к холстам художникам "истинно правильное виденье". Если твое прочтение отойдет от строчки канона — смерть тебе, о недостойный! В тоже время именно этот двуликий Янус кормит художника при жизни и не дает угаснуть пламени его наследия после смерти.
Стрекоза. 1884 г.
Когда в школе нам рассказывали о художниках передвижниках Илья Ефимович был в числе первых, с кем знакомила программа. Но Боже мой, как убого, скучно и сжато это звучало! Через призму признанного мнения интересный человек превращался в пропитанное запахом нафталина пальто. Примерно так же о творили с его картинами в художественных галереях. И эта серая накипь публичности оседала на талантливых работах неординарного человека.
Свежие ветра современности
С приходом новой эры в восприятии искусства публика стала более требовательна к подаче. Свежее течение смывает налет банальности и освобождает нас от рамок "принятого и компетентного мнения". Именно так я заново открыл для себя творчество Репина. Оригинальная подача раскрывает личность того, кому нет равных в передаче эмоции и идеи.
Илья Ефимович на самом деле не "академический дядька с суровым лицом". Это живой и оригинальный человек. Он смотрел на вещи нетривиально, во всем видел красоту и величие. Умел внести живую энергию происходящего.
"А вот все держусь не по заслугам... И сам удивляюсь своему счастью. Много теперь мне ясно... и все значение Природы и Разума на Земле!" книга "Воспоминания о передвижниках". Мечников Я.Д.
Глядя на его фотографии, хочет сказать: так он же алхимик! Живое лицо, пытливые глаза и доброта в улыбке. Но подкупает даже не это, а та свобода и поразительная осознанность в восприятии действительности.
"Я, кажется вовсе не стою моей славы... но я о ней не хлопотал, и теперь, распростертый в прахе, благодарю, благодарю совершенно растроганный несказанно добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим!" книга "Воспоминания о передвижниках". Мечников Я.Д.
Меня поразило то, что этот художник всегда рисовал с увлечением и только для себя. Он не боялся нарушать принципы и законы изобразительного искусства своего времени. Его смелость и размах просто сметал барьеры и вносил свежую струю. При этом Илья Ефимович не выглядит пошлым революционером. Он не пытается вскрыть мозги окружающих и переписать их души. Творил для себя, и подобно старинному алхимику сам того не замечая меня Вселенную. Вот что я полюбил в этом художнике.
Как я и сказал: это больше мысли в слух, чем статья о величии. И между тем, мне хочется выразить свое восхищение Репиным, как личностью. Его стремления стали для меня примером. И если возникнет спорная ситуация, я останусь верен себе. Как был верен себе Илья Ефимович Репин.