Конфликт как двигатель сюжета
Конфликт — многие воспринимают это слово, как аналог потери покоя. От него отворачиваются, как от чего-то неприятного. При этом без господина Конфликта невозможно создание хоть сколько нибудь интересного сюжета. Смело можно сказать, что конфликт двигатель занимательного повествования.
Без конфликта никак?
А вот теперь представим повествование без конфликта. Есть гипотетический герой, у которого все отлично сложилось в жизни. Он всем доволен, его не терзают муки сомнения и противоречия. Каждый день ходит на любимую работу, после встречается с друзьями или проводит время с семьей. В общем, ВСЕ ХОРОШО.
Средняя величина принимаемой издательствами рукописи 500 страниц. И вот представляем, что весь этот объем занимает история про ВСЕ ХОРОШО. Интересно? Не думаю.
Конфликт — это не то, что портит жизнь окружающим. Это целая вселенная противоречий, которые мы испытываем при столкновении двух миров: нашего внутреннего "Я" и внешнего Мира.
Именно конфликты создают нестандартные ситуации. И чем запутаннее противоречие, тем увлекательней история. Сам автор становится перед искушением разгадать, чем все завершится. Когда на сцену выходит господин Конфликт начинается рапсодия гармонии и дисгармонии. И под эти звуки фантазия читателя или зрителя уносится за нитями сюжетных поворотов.
Что скрывается за пологом конфликта?
Сам конфликт это скорее следствие, чем причина. Хотя это утверждение слегка спорно, ведь с конфликта начинается любая история. Противоречие возникает там, где представления о миропорядке сталкиваются с иной действительностью. Можно ли это назвать сутью противостояния? Отчасти да.
Отчасти, поскольку под одним словом скрывается миллиарды возможностей, которые заботливо упаковали под одну этикетку. Спросите "ЗАЧЕМ?" Ответ — так проще. За ширмой одного слова скрываются духовные и душевные страсти, ожидания, надежды и идеализированные цели. И это далеко не весь спектр радуги.
В основе конфликта лежит желание получить что-либо или обладать каким-либо качеством, не присущим от рождения. Под поверхностью могут скрываться тайны прошлого, зажатые эмоции и неразрешенные ситуации ищущие выхода.
Про конфликт можно сказать одно: он начинается со слов "что-то пошло ни так..."
Проклятье или благословение?
С детства нас приучали к матрице "хорошо/плохо". Если бы процесс был осознанным, конфликту негде было бы зародиться. Но хорошо, что обошлось. Ведь благодаря противоречиям человек морально растет и развивается.
Возьмем гипотетическую ситуацию:
Есть талантливый писатель, книги которого становятся бестселлерами до их написания. Любое творение расходится многомиллионным тиражом. При этом всю свою карьеру он вынужден бороться с внутренними драконами, имя которым Дислексия и Дисграфия*.
Дислексия и Дисграфия — врожденное нарушение навыков письма и чтения. При нормальном зрении мозг не воспринимает буквенные символы. Их характерная последовательность попросту не закрепляется в сознании, из-за чего человек полностью или частично безграмотен.
Суть конфликта в противоречии: призвание главного героя — писать, но при этом он не владеет основами слова. И как бы красиво он не выкладывал фразы в предложения, ему нужна посторонняя помощь корректора.
У героя есть несколько путей:
- принять все как есть, найти в этом умиротворение и жить дальше;
- начать искать лекарство от недуга;
- скрывать свой недостаток или признать его открыто;
- впасть в депрессию под гнетом ситуации;
- испытывать жесточайшие комплексы.
Любое из решений приведет к реакции Мира. От выбора направления будет зависеть, про что будет рассказана история. Будет ли это повесть о пути будды современности или отчаянная борьба изменит вселенную героя. В любом случае у произведения появится динамика, множество завязок на приключения и события. К концу история вызовет у воспринимающего сострадание, надежду или мотивацию сопротивляться судьбе.
Конфликт — бесценный инструмент для того, кто рассказывает историю. В нем кроются бесконечные возможности и глубокий потенциал. Публикацию я иллюстрировал картинами Яцека Йерки, который мастерски использует принцип конфликта в творчестве.