Испанское небо [32]
"Статуя: Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.
Дон Гуан: Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
Статуя: Дай руку.
Дон Гуан: Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!
Проваливаются"
(с) А.С.Пушкин
Толедские мастера славятся изделиями в стиле дамаскин.
Дамаскин (дамаскино, damascening) — это искусство инкрустации различных металлов друг в друга, чаще всего золото или серебро в основу из меди, стали или сплавов стали.
Дамаскин, как техника, имеет долгую историю. Считается, что это древнее искусство возникло в арабском Толедо еще в IХ-XI веке. В Древнем Китае искусство украшать обычные металлы насечками из золота и серебра также известно давно: найдены изделия, возраст которых примерно 2,5 тысячи лет. Применяли дамаскин и в Древней Греции, Египте, Римской империи. Популярно в Японии. Однако название свое эта техника получила от города Дамаска, который еще в XII веке был знаменит изделиями из вороненой стали, инкрустированной золотом.
Для домохозяек и домохозяев нашел описание процесса (вдруг вы решите проделать это в домашних условиях :)
"Сначала мастер обрабатывает поверхность, а затем при помощи стальных инструментов или путем протравливания выбивает на поверхности рисунок. Затем предварительно выгравированное изображение инкрустируется тонкой проволокой или пластинкой золота 24 и 18 карат. Кстати, золото 18 карат получается при смешивании 24-каратного золота с серебром, что придает золоту легкий зеленоватый оттенок. Рельефная часть изображения выкладывается 24-каратной нитью и фиксируется, ее фактически вбивают в гравировку драгоценного металла.
Затем происходит окисление либо воронение основы. Для этого на поверхность металла наносится специальная смесь, а затем металл подвергают воздействию высокой температуры. Приведем несколько рецептов смеси для воронения:
- Часть азотнокислого серебра (ляписа), 500 частей воды.
- 2 части хлористой сурьмы, 2 части хлористого железа (кристаллического), кислоты.
- 1 часть хлористой сурьмы, 1 часть оливкового масла.
- 54 части медного купороса, 3 части железных опилок, 14 частей азотной кислоты (крепкой водки), 26 частей спирта, 200 частей воды.
В результате нагрева в печи поверхность становится темной, а рисунок более выпуклым и контрастирующим с поверхностью. Затем происходит чеканка барельефа для того, чтобы рисунок приобрел рельефность. После его шлифуют до блеска. В самом конце золотым или серебряным элементам придают различные оттенки, матовость или блеск, эффект перламутра".
Разумеется, не все представленное в этом магазине было ручной работы. Стоимость таких изделий такова, что многим ехать туда просто не имеет смысла. Машинные произведения, сделанные на станке, - в разы дешевле (но все равно, довольно дороги).
Подпишитесь на мой блог! И не пропустите продолжение...
С уважением,
Вадим Барсуков aka vadbars
Психолог, любитель путешествий и немного IT гик (Екатеринбург, Россия)
сайт, блог, golos, mapala, steemit
Публикация по материалам моего сайта vadbars.ru.