Закономерности в предрассудках
Мы так устроены, что автоматически начинаем искать связи между двумя или более никак не связанными событиями или явлениями. В основном отсюда и рождается наша склонность к любой мистике, верой во всякую гомеопатию, приметы и тд. В рамках этого опишу пару забавных экспериментов.
Голуби и предрассудки
Ученый Б. Скиннер решил изучить поведение голубей. Посадил голубей в клетку и поставил прибор, который случайным образом и в случайное время (рандомно) выдавал пищу. Через некоторое время у птиц выработались определенные ритуалы. Кто-то бегал против часовой стрелки, кто-то бился головой об клетку, другие регулярно вращали головой. Голуби, которые заметили, что в момент определенного их действия, выдавалась пища, начали повторять те же действия чаще.
Мы не смотрим на события независимо друг от друга. При рассмотрении событий А и В, нам трудно не предполагать, что А является причиной В или наоборот, а может они и вовсе вызывают друг друга.
Ссылка на эксперимент с ящиком
Пример из жизни
Мне как-то рассказали историю, я не ручаюсь за ее достоверность, так как сам этого не наблюдал, но она вполне могла иметь место. Один человек был заядлым игроком в автоматы (лудоман). Один раз, перед посещением игрового заведения, он порезал палец и в последствии ушёл в плюсе. Потом несколько раз ходил и проигрывался, а потом со злости был неаккуратен и чем-то снова порезался. В результате славно отыграл весь свой минус за тот день. В последующем, он сам себя резал, якобы для привлечения удачи.
Особый ген
В 2004 г ученый Д. Хаммер опубликовал интересное исследование. Существует ген (назвал ген бога), кодирующий белок VMAT2. Исследование показало, что этот ген связан со склонностью людей к вере, не требующей никаких физических доказательств. Этот белок, является транспортером нейротрансмиттеров — серотонина, дофамина, гистамина, которые очень сильно воздействуют на наше восприятие и эмоции. Ссылка на исследование
По этим данным было построено предположение, что генетическая склонность к мистике и религии связана с особенностью функционирования мозга. Очень возможно, что именно в этом и кроется противоречие между людьми с рациональным и иррациональным мышлением. Такие люди видят окружающий их мир по-разному в силу физиологических отличий мозга. Одни люди не в состоянии понять слепую веру, а другие не способны от этой веры отказаться ни при каких аргументах.
В данном контексте не мог не упомянуть один очень важный эксперимент, результаты которого любят коверкать и вовсе перевирать на различных гомеопатических тренингах или семинарах по работе с подсознанием.
Молельный эксперимент
Взяли 3 группы пациентов после сложной сердечной операции.
- Пациентам из группы №1 сказали, что за них могут молиться, а могут и нет. За них молились.
- Группе №2 сказали то же самое, но за них не молились.
- Пациентам из группы №3 сказали, что за них обязательно будут молиться, и за них молились.
Моление проводилось паствой 3 церквей. Им были названы имена и одна буква фамилии пациентов.
Результаты
Пациенты из первых двух групп имели одинаковую частоту послеоперационных осложнений, а вот люди из третьей группы наоборот имели повышенный уровень осложнений. То есть, молитвы и знание о том, что о тебе будут молиться сработало в обратную сторону. Доктор Ч. Бетея предположил: "Возможно, они тревожились: неужели я настолько болен, что нужно 100% вызывать команду молельщиков?"
Ссылка на эксперимент.
Конечно, множество конфессий по всему миру нашло массу доводов, почему эксперимент не сработал. Хотя это был объективный научный эксперимент, который проводился по всем правилам научного метода, в том числе под наблюдением верующих людей.
Один из принципов рационализма, это задать себе вопрос почему я верю в то, что верю. Нужно анализировать своё поведение в первую очередь с точки зрения здравого смысла. Не бывает плохих верующих людей или плохих неверующих. Людей стоит оценивать только по их поступкам, которые они совершают в рамках своей веры.