К 80 летию со дня рождения великого русского драмотурга Александра Вампилова "Странная пьеса, странный мир, странный герой"
Пьеса великого русского драматурга Александра Вампилова "Утиная охота" считается вершиной его творчества. Прошло уже почти полвека со времени ее написания. Кажется, что это огромный срок для стремительно меняющегося мира, шагнувшего в двадцать первое столетие. Канули в прошлое, исчезли в небытие вместе с их авторами, тысячи и тысячи "гениальных" произведений "социалистического реализма", а пьеса Александра Вампилова жива и продолжает вызывать огромный и все возрастающий интерес. Однако и в настоящее время пьеса вызывает острые споры, считается необычной и странной. Даже, возникло понятие "загадки Вампилова". Безуспешными остались попытки некоторых режиссеров направить пьесу по ветру социальных перемен или трактовать ее в угоду собственного узкого, утилитарного понимания характеров персонажей и главного героя. Нет единства в оценке пьесы и среди литературных критиков - странная пьеса, странный мир, странный герой - таковы их частые выводы. Чем же вызвано представление о необычности и загадочности пьесы? В чем причина ее разного толкования или непонимания? И что так властно, так неумолимо притягивает нас к пьесе? Что заставляет снова и снова перечитывать ее? Что заставляет к оценке своих или чужих поступков, желаний и мыслей примерять характеры персонажей пьесы? На первый взгляд, пьеса, действительно, кажется странной - в ней нет классических атрибутов, которые тянут нить истории и генерируют интерес зрителя или читателя: нет видимого противостояния сил "добра" и "зла", следовательно, нет и носителей этих сил - героя и антигероя. В пьесе, вообще, никто никому не желает зла, а главный герой мало чем отличается от окружающих его персонажей. Здесь нет интриги преступления, нет погони за сокровищами, нет беспощадной схватки за "место под солнцем", в сущности, здесь нет конфликта, вокруг которого традиционно вращается сюжет произведения. Здесь царит абсолютная обыденность: банальные разговоры, пустые споры, скука, интрижки, зависть, бытовое пьянство, словом, все то же самое, что происходит у соседей по квартире или во дворе. Вампилов скупо, лишь несколькими штрихами, дает представление о месте и времени происходящих в пьесе событий, и мы лишь полагаем, что события происходят в провинциальном, далеком от столиц, городе в шестидесятые годы уже прошлого, двадцатого столетия, а персонажи пьесы: инженеры, журналисты, учителя, служащие - молодые 25 - 30летние люди - современники и сверстники самого писателя. Содержанием пьесы являются воспоминания главного героя, Вити Зилова, о предшествующих финальной сцене полутора месяцах его жизни. Толчком к воспоминаниям становится мрачная шутка его приятелей - они передают ему траурный венок с надписью на ленте о якобы его, Вити Зилова, кончине. И, кажется, совершенной неожиданностью, что итогом этих воспоминаний становится попытка Зилова свести счеты с жизнью. Что же могло подвигнуть молодого, здорового, сильного, остроумного, талантливого и, говоря современным языком, успешного человека к такому жуткому решению? Здесь мы погружаемся в "странный" мир взаимоотношений героев пьесы. Странный потому, что он совершенно не похож на тот, который декларировался властью как истинный. В пьесе отсутствуют мечтатели и романтики, нет здесь устремленных в будущее молодых поэтов и ученых, нет героических высотников, сталеваров, шахтеров, нет упоминаний о великих стройках, о покорении природы, о битвах за урожай, нет бескомпромиссных партийных борцов за справедливость, словом, здесь нет ни одного из тех клише, которыми были заполнены в то время все газеты, журналы, книги - которые отпечатывались в мозгах посредством радио, телевидения, кино. Нет здесь упоминаний о хорошенько припудренном, подслащенном и, "как надо", отредактированном героическом прошлом; нет и наркотических заклинаний о "светлом будущем". Здесь - только настоящее. Настоящее, как абсолютно правдивый и необратимый результат прошлого, как живое бытие, наполненное скрытыми, готовыми взорваться, противоречиями. Мы погружаемся в обыденность, и, пусть она примитивна, вульгарна, абсурдна, смешна и трагична, но это обыденность реальной жизни, а не начертанный "вождями" идеально ровный, безошибочный, мертвый чертеж. И, на самом деле, персонажи пьесы живут в суррогатном мире, в котором нет места настоящим чувствам, в котором все смешано и неразличимо: ночь и день, ложь и правда, дружба и предательство, талант и посредственность, любовь и продажность. Здесь господствует сама себя порождающая серость, неудержимо расползающаяся и пожирающая все живое - здесь постепенно угасают и гибнут все самые яркие впечатления, желания и устремления. Мы попадаем в тусклый мир тридцатилетних стариков, в котором абсолютно все предсказуемо и каждый уныло тащит на себе груз жестко очерченных ролей - функций. Недаром, один из героев пьесы как мантру повторяет фразу: "Кто знает.... Если разобраться, жизнь, в сущности, проиграна." Здесь ни во что не верят, и никто никому не верит - здесь каждый укрыт в плотную оболочку иронии, которая есть форма отрицания такого мира и отрицание себя в этом мире. Здесь царят равнодушие и тотальная безответственность. В одном из диалогов, главный герой пьесы, Витя Зилов, очень точно характеризует взаимоотношения в этой среде. Зилов собирается отметить начало своего отпуска и приглашает своих "друзей" в кафе. На вопрос официанта, тоже одного из приятелей Зилова: "Сколько будет человек? - и. - Кто да кто? - Зилов отвечает. - Все те же. Друзья! А кто еще?... Откровенно говоря, я и видеть их не желаю..." - "Поссорился?" - "Вроде бы да... А может и нет... Да разве у нас разберешься?.. Ну вот мы с тобой друзья. Друзья и друзья, а я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся, и я тебе говорю: "Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить". И ты идешь со мной, выпиваешь. Потом мы с тобой обнимаемся, целуемся, хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки, и откуда взялась копейка - на это тебе тоже наплевать... А завтра ты встречаешь меня - и все сначала... Вот ведь как. А ты говоришь поссорился... Просто я не желаю их видеть." Но Зилов и сам не похож на книжного героя и не вмещается ни в какие рамки представлений о герое. Он никого не защищает и не спасает, ни во что не вмешивается, никому не противостоит, не совершает благородных поступков. Он так же, как и все, окружающие его персонажи, плывет по течению. По меркам общей морали Зилов, скорее, даже антигерой - он изменяет жене, халтурит на работе, частенько выпивает с приятелями, редко навещает престарелых родителей, он ко всему равнодушен, ему все опротивело. Однако в чем причина неотразимого обаяния и привлекательности этого нетипичного и странного героя? Почему мы испытываем к нему такое глубокое сочувствие и сострадание? И почему так потрясающе мощно воздействуют на нас монологи Вити Зилова? Александр Вампилов так описывает своего героя: "Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда." Вампилов часто повторял: " Зилов - это я". Витя Зилов свободен не только в силу своей физической полноценности, но свободен и внутренне. Он не зависим в своих решениях и поступках от внешних обстоятельств; он не способен предать товарища, не способен на кого - то донести, он готов принять удар на себя, в случае, если товарищу что - то угрожает; он не способен прогибаться перед начальством; он не способен к подлости; он способен любить. Таким образом, характер Зилова абсолютно противоположен канонам той среды, в которой он существует и, следовательно, он обречен на одиночество. Что же дает силы Вите Зилову противостоять? - Мечта о предстоящей охоте. Красной нитью в пьесе проводится мысль, что самое главное для Вити Зилова это ожидание открытия сезона утиной охоты. Все остальные интересы, увлечения и обязанности являются для него второстепенными и не принимаются им всерьез. Даже своих родителей, которых Зилов, несомненно, любит, он не навещает уже четыре года и только потому, что отпуск он берет к открытию сезона охоты. Что же означает для Вити Зилова Охота? Образ Охоты в пьесе также является предметом споров. Одни считают ее мечтой, возможностью вырваться из удушающей обстановки, другие называют "поэзией уединенной красоты", третьи полагают, что охота есть поэтический символ свободы, а некоторые даже простодушно заявляют, что охота для Зилова это просто хобби, обычное развлечение, азарт погони и стрельбы по живым мишеням. Вот как Витя Зилов сам говорит о своей Охоте в минуту искренности, когда он пытается остановить уходящую от него жену: "Я возьму тебя на охоту. Хочешь? ......Знаешь, что ты там увидишь? Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там и чувствуешь себя человеком. Я повезу тебя на лодке, слышишь? Ведь ты ее даже не видела. Я повезу тебя на тот берег, ты хочешь?... Но учти, мы поднимемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман - мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви.... А ночь? Боже мой! Знаешь какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет... И уток ты увидишь. Обязательно. Конечно, стрелок я неважный, но разве в этом дело?..." Охота для Зилова есть вход в некий глубинный пласт человеческих эмоций, которые только и составляют сущность человека! В нем и восторг перед необъятностью мира и тайной жизни и загадкой времени! В нем каждый человек невидимыми нитями связан со всей вселенной! В нем запрятан весь безграничный мир в своих максимально общих - идеальных формах! В нем нет прошлого, а все настоящее! В нем оживает случайность и плетутся пророческие сны! В нем рождается поэзия и музыка! В нем возгорается и длится самое сокровенное человеческое чувство - чувство Свободы! Прикосновение к тайне жизни - вот в чем смысл Охоты в пьесе Александра Вампилова. Человек выше обстоятельств, выше социальных ролей, которые он обязан играть по прихоти эпохи. Человек равен вселенной, равен времени. И у каждого человека есть свои Ворота, свой Вход в этот глубинный пласт эмоций - своя Охота. Но что же все - таки приводит Зилова к мысли о самоубийстве и к решимости его совершить? В известной аллегории величайшего греческого античного философа, Платона, говорится о людях, живущих в пещере. С малых лет у них на шее и на ногах - оковы. Закованы они таким образом, что видят только тени вещей, которые возникают перед ними на стене от проникающих через просвет в пещере лучей солнца. И эти шевелящиеся тени вещей и людей они вынуждены принимать за реальный мир. Но вот, с одного человека снимают оковы и выводят из пещеры, и перед ним, вдруг, открывается ослепительно прекрасный, неведомый, подлинный мир со всеми его яркими красками, живыми людьми и чувствами. И когда этот человек возвращается назад, в пещеру, то он уже не способен жить в блеклом мире теней. Однако, высказывая новое представление о мире, он обречен быть признанным или сумасшедшим, или быть уничтоженным обитателями пещеры. Конечно, эту аллегорию Платон приводит для того, чтобы проиллюстрировать значение его открытия - теории порождающих моделей, теории общего, как закона для единичного. Но странным образом, сюжет пьесы Александра Вампилова повторяет аллегорию Платона. Главный герой пьесы также вынужден возвращается из мира, который он считает истинным и где, по его словам, "только и чувствуешь себя человеком" - вынужден втискиваться в "пещеру", добровольно надевать оковы компромиссов и принимать за людей их тени - ухмыляющиеся, человекоподобные маски. Но рабство, каким бы теплым и удобным оно не казалось, всегда бесчеловечно и отвратительно. Однажды, Зилов не выдерживает фальши и срывает все маски. С этого момента он становится отверженным и обрекает себя на полное одиночество, а жестокая шутка его "друзей", приславших ему похоронный венок, есть, не что иное, как вполне осмысленное желание уничтожить Зилова. Таким образом, решение Вити Зилова свести счеты с жизнью вовсе не неожиданно. Но это решение не является проявлением слабости характера - оно не возникло под гнетом невыносимых, трагических обстоятельств. Зилов, решаясь на самоубийство, делает нравственный выбор - он не находит иной возможности противостоять наползающей серости, постепенно отбирающей у него одну человеческую позицию за другой. В пьесе, самоубийство Вити Зилова не состоялось. Этому помешали подоспевшие "приятели", и, кажется, что ими руководит сочувствие и страх за жизнь своего товарища, но, на деле, ими движет просто животный страх перед смертью вообще, а смерть конкретно Вити Зилова им, в сущности, выгодна и они, явно или подсознательно, уже прикидывают какую, именно, выгоду им она принесет. По сути, экстремальная ситуация, в которой оказываются все действующие лица пьесы, еще раз открывает истинное лицо серого, "пещерного" мира - присущие ему духовную слепоту и убожество. Возмущенный полным равнодушием и жадностью одного из приятелей, Зилов, в сердцах, кричит: "...Берите..... Все берите. Вы все уже поделили. Вы рады моей смерти. Рады! Я еще жив, а вы уже тут? Уже слетелись? Своего вам мало? Мало вам на земле места?...Крохоборы!". Зилов, вдруг, осознает, что перед ним - стена, и что его смерть здесь ничего не обозначает. В мире теней нет различия между жизнью и смертью - обе одинаково ничтожны. Пьеса завершается эпизодом, который воспринимается не иначе, как освобождение, как очищение, как катарсис. После того, как Зилов выпроваживает из квартиры приятелей, он подходит к постели и бросается на нее ничком. "Вздрагивает. Еще раз. Вздрагивает чаще. Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче. Так проходит четверть минуты. Потом он лежит неподвижно. К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем.... Зилов поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем. Он взял трубку, набрал номер. Говорит ровным, деловым, несколько даже приподнятым тоном. Дима?.. Это Зилов... Да... Извини, старик, я погорячился. Да все правильно... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Выезжаешь?.. Прекрасно... Я готов. Да сейчас выхожу." Финальная сцена исключает разночтения - духовное освобождение, очищение Вити Зилова происходит параллельно с очищением природы (.... дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем). Витя Зилов выбирает Охоту - выбирает Жизнь. В "Гамлете" Шекспир, устами своего знаменитого героя, говорит о назначении театра, "цель которого как прежде, так и теперь была и есть - держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси - ее же облик, а всякому веку и сословию - его подобие и отпечаток." Пьеса Александра Вампилова - "чрезмерно" правдивое зеркало! Слишком узнаваемы были ее персонажи в свое время - живы и узнаваемы они и сейчас. Вампилов показал матрицы характеров, на которых взросло чахлое дерево нашего сегодняшнего примитивного общественного сознания, со всеми зреющими на нем ядовитыми плодами. Живы Кушаки, Кузаковы, Саяпины, Официанты, Валерии, Веры: живы и сытно пристроились ханжи; живы завистники, которые хорошо усвоили, что в наше время лучший яд для своего соперника - это донос; живы подкаблучники, которым властная жена заменяет совесть; живы дельцы - роботы, для которых все живое уже мертво, и россыпями звонкой монеты стекается в их карманы; живы, и во множестве расплодились, весьма энергичные женщины, для которых нет никаких преград на пути к личному комфорту; живы, и чувствуют себя сегодня как рыба в воде, женщины очень легкого поведения. Жив ли сегодня Витя Зилов? Какова его судьба? Кем стал бы он в наше время? Такие вопросы задал ведущий телепрограммы "Игра в бисер" Игорь Волгин своим собеседникам. Программа как раз была посвящена обсуждению пьесы Александра Вампилова. Ответа не последовало. Однако один из приглашенных "литераторов", не раздумывая, категорически заявил, что Зилов, скорее всего, спился бы. Думаю, что это не простодушие дилетанта, а страх серого мира перед свободным, сильным, талантливым человеком, способным встать в полный рост и разорвать удушливую паутину ничтожества и посредственности. Таким образом, пьеса великого русского драматурга Александра Вампилова "Утиная охота" - не "странная" пьеса, а живая, современная русская классика, будоражащая нас своими вечными вопросами: "Что есть человек? Ради чего стоит жить? За что стоит бороться?" Мир, отображенный в пьесе - не "странный" мир, а живая видимая реальность, которую то рябит волнами, то вздымает штормом недавнее прошлое - жестокий "век - людоед". И главный герой пьесы - не "странный" герой, а носитель, смертельно опасного для серой "пещерной" массы, вируса - вируса свободы.