Вечно молодой Юрий Пименов. Странные сближения
Недавно я писала об изменении восприятия картины под влиянием знания о дате ее появления на свет. Но есть художники, которым удается оставаться современными на протяжении многих десятков лет. И дело не в метафизичности сюжета картин, его архетипичности или всечеловечности, а как раз, наоборот, в остром чувстве времени, свежем его восприятии. Общая характеристика таких картин – динамичная со-временность и устремленность в будущее. Художникам удивительным образом удается не только запечатлеть современную им эпоху, но и прорваться сквозь временные рамки, отправив внятное и, главное, узнаваемое (со-временное) послание грядущим поколениям. Оговорюсь, речь идет о светской (не религиозной) живописи XIX – XX века.
Для меня таким «схватившим время за бороду» художником является Юрий Пименов (1903-1977). Его самая известная и растиражированная картина – «Новая Москва» (1937). И вот здесь знание даты ангажирует более или менее сведущего зрителя: Сталин, репрессии, «черный воронок». Мы невольно идеологизируем картину, ставим под сомнение ее искренность. Хотя для кого-то она можем выступать гимном той эпохи.
Но давайте отбросим идеологические коннотации и посмотрим на нее глазами со-временного человека. Можно представить такую сцену на улицах Москвы XXI века? Да вполне. Конечно, формы автомобилей будут другие, но настроение картины вполне современно. Картина «заражает» молодостью, свежестью и оптимизмом. И если в 1930-х годах женщина за рулем была довольно редким явлением, то сейчас это обыденность.
То, что для Пименова и его современников было «предчувствием» будущего, для нас – реальность. Так рождается связь между различными эпохами, ощущение «симфонии» времен.
Посмотрите, как обыграла образы «Новой Москвы» реклама «Мазды» (2006 год).
Или вот такая шутка. Правда, немного грустная.
Сам Пименов возвращался к своей самой знаменитой картине дважды. В первый раз в гораздо более трагическом контексте – это «Фронтовая дорога» (1944). Контраст между радостной атмосферой «Новой Москвы» и разрушенным городом этой картины рождает чувство горечи и утраты.
В 1960 году художник пишет еще одну «Новую Москву». Это Москва оттепели, новых надежд и свершений.
И, конечно, полное попадание в нашу с вами современность (даже слегка анекдотичное) – картина 1971 года «В кафе».
Не кажется ли вам, что юные герои удивительно похожи на современных хипстеров? И во что это так напряженно всматривается женщина на заднем плане? Неужели в смартфон?))