Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vitalist
7 лет назад

История Турочакского храма. Архивы. Воспоминания.


Храм построенный в Турочаке на заре ХХ века был миссионерским и неслучайно он был освящен во имя св. Николая Чудотворца. История свидетельствует о том, что первопроходцы-миссионеры, казаки-переселенцы часто брали с собой образ Угодника Божия в трудную дорогу в надежде на благополучное завершение своего путешествия.

Алтайские народы, эти дети гор, были наслышаны о скорой и чудной помощи св. Николая еще со времен первых миссионеров – Апостолов Алтая. Даже еще, будучи некрещенными алтайцы с детской простотой призывали святое имя Николая Угодника и получали просимое по чистоте сердечной. Некоторые искренне верили, что это и есть христианский Бог.

Переселение русских крестьян на Алтай началось еще со времен вхождения коренного алтайского населения в состав государства российского 16 ноября 1756 года. Началось освоение новых земель, которые вошли в собственность Императорского Двора. Царскую власть на Алтае было доверено представлять лесничим, они же заведовали Кабинетами Его Императорского Величества.
Первые миссионеры в окрестностях Турочака появились в 1864 году, их задача была в продолжении дела просвещения алтайских народов светом Христовой истины начатого еще преп. Макарием Глухаревым. В этих красивейших местах по реке Лебедь было множество русских поселений (более 20-ти), жители которых так же нуждались в пастырском окормлении. В полсотни километров от лебедских заимок и деревень в селе Кебезень был к тому времени молитвенный дом и лебедчане, наверняка, посещали его.

Само основание села Турочак связано с деятельностью Алтайской Духовной миссией. Миссионерский домик стоял неподалеку от реки Бии на возвышенном берегу среди величавых сосен, и первоначально в нем жили лесник и опекавший миссионерский стан священник-миссионер. Постепенно это место стало осваиваться, теми, кто промышлял сбором живицы, кедровыми орехами, бортничеством, охотой и рыболовством. Само слово «турачак» с алтайского языка переводится как домик или избушка («тура» - дом, с шорского «тура» - город). По одним данным «турачак» означает – «оседлая жизнь», а по другим – окраина.

Только в 1870 году в Турочаке местным крестьянином Алексеем Казанцевым был построен первый молитвенный дом-часовня для размещения миссионерской походной церкви св. благ. Александра Невского. Алтайцы тогда селились отдельным поселением на берегу Бии - Затоне, а район близ церкви называли Миссией. Так и говорили друг другу пойдем в Миссию. Постепенно два поселения соединились.

В 1896 году в селе образовалась церковно-приходская школа, куда стали приходить учиться дети с ближайших заимок и деревень: Ангаринки, Костенки, Ивановки, большого хутора Андычкина, поселка Кутюш, Завьяловки, Лопатинской заимки, Лебедского и Усть-Лебедского, Юржаловки, Кашеваровки, заимки Самодуровки, Горбачково и Парниковки. Основным предметом в миссионерской школе был Закон Божий. Учительствовал одно время в ней Павел Михайлович Кочеев, затем Александр Семенович Ильтеев. После революции учил детей его родной брат Вениамин Семенович Ильтеев и ближайший родственник Чевалкин. До 1923 года, как пишет в своих воспоминаниях Ф.Е. Тарабанько, в Турочаке сохранялась царская система образования, которая несла культуру и просвещение, как русским, так и коренному населению алтайцам.

В 1898 году в Турочаке было всего 7 домов. Первые переселенцы были Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоковы, а с 1900 года – Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы.

Храм в селе Турочак был построен в 1901 году на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Алексей Казанцев. Новая церковь была построена на месте сгоревшей часовни и освящена во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца по распоряжению Начальника Алтайской Духовной Миссии Преосвященнейшего Макария (Павлова), Епископа Бийского.
До 1907 года Турочакская Никольская церковь была приписана к Кебезенскому Покровскому храму, службы проводились приезжавшим время от времени священником-миссионером Кебезенского отделения о. Ильей Седаков – сыном заштатного псаломщика, Тобольской епархии.

Священник Илья Львович Седаков в 1905г. окончил Тобольскую духовную семинарию, а 14 ноября сего же года рукоположен во священника церкви Покрова Божьей Матери и назначен на штатную вакансию священника-миссионера Кебезенского отделения, Алтайской миссии. Куда безотлагательно и прибыл вместе с семьей: женой Марией Михайловной и дочерью Августой. Мария Михайловна считалась образованной женщиной своего времени, окончившая Бийскую женскую прогимназию.
В среднем за год о. Илья обращал в христианство из алтайцев до 20 человек. Интересно, что при крещении миссионеры давали новую одежду обращенным в знак очищения души и рождения в новую жизнь со Христом. Отец Илья старался приезжать на все великие праздники и в среднем за год в Никольской церкви им совершалось до 10-ти литургий, как свидетельствует об этом архивный документ за 1906 год.

С 1907 года в Турочаке появился постоянный священник-миссионер Николай Степанович Зырянов, в прошлом учитель миссионерских школ с 13-летним стажем. С 1908 года псаломщиком в храме был учитель А.С. Ильтеев. В 1908 году в селении Гурьяновском была построена церковь во имя Рождества Христова. В справочнике по Томской Епархии за 1911 год она значится как приписная к Турочакскому Свято-Никольскому храму. Так же в 1908 году было образовано Лебединское отделение Алтайской Духовной Миссии выделенное из Кебезенского отделения.

По великим праздникам к храму стекалось все село: и православные, и некрещеные. Пасху, Троицу и Николин день очень любили праздновать и особо их почитали. На Пасху всем желающим три дня разрешалось звонить во все колокола. От желающих потрезвонить не было отбоя. Особенно отовсюду сбегалась детвора, толпилась около колокольни и с нетерпением, ожидала своей очереди. Вот о чем поведал в своих воспоминаниях детства И.И. Казанцев: «Большой колокол было слышно на всю округу, он был звучный, и от неожиданного его удара я упал со страху, когда мальцом, пробегал мимо церкви». В честь великих праздников совершались крестные ходы, с заходом в дома прихожан, для совершения обряда христослава и чествования Божьих угодников, а так же, крестные ходы совершались и в ближайшие к Турочаку селения – в заимки по рекам Лебедь и Байгол, в села: Сретенку, Костинку, Ивановку, Гурьяновку и другие. Общее число дворов в них составляло около 150 с населением более 1000 человек.

Достаточная численность прихожан, позволяла иметь церковного старосту. Первым старостой Никольской церкви был утвержден 42-летний неграмотный крестьянин Енисейской волости Уар Иванович Полосухин. На этой должности его сменил Иван Петрович Кобелев. Он же пономарил и сторожил в храме, ухаживал за цветами в палисаднике, приводил в порядок могилки, что были при храме. Возможно, среди этих захоронений была и могила первого миссионера, с чьим именем связано появление Турочака. Палисадник находился между храмом и двухэтажным миссионерским домом. Анастасия Михайловна Инерекова вспоминает: «В палисаднике около церкви росли черемуха и кедры больших размеров. Когда мы были детьми, то остерегались сбивать шишки или рвать ягоды – боялись этим обидеть Бога, а если кто и срывал – тут же, просил прощения».

В двухэтажном миссионерском доме размещались квартира священника, просфорная и школа. Турочакская миссионерская школа, открытая в 1896г., располагалась на первом этаже и содержалась на средства миссии. Преподавание предметов велось на русском и алтайском языках. В среднем ней обучалось до 20 учащихся, так в 1905-1906 учебном году в школе обучалось 10 мальчиков и 8 девочек. Практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, а так же, совместное обучение русских и алтайских детей. Кроме миссионерской библиотеки в школе при содействии миссионерского отделения организована своя собственная школьная библиотека. Книжный фонд данной библиотеки, составлял до 85 томов. Единственная школа с попечительским советом.


Известны имена первых учителей Турочакской миссионерской школы – Мария Порфирьевна Введенская и Павел Михайлович Кочеев. Павел Михайлович, сын инородца, обучавшийся в Алтайском Катехизаторском училище. В 1906г. начальником миссии он определен учителем в село Турочак Кебезенского отделения, куда и поселяется вместе с женой Марией Алексеевной.

После революции церковная жизнь на селе еще сохранялась, но не долго. Постепенно и до этих горных мест добралась безбожная Иродова власть. Священнослужителей начали не только притеснять, но и физически уничтожать. Кровь новомучеников обагрила Алтайскую землю. Так, в Санькином аиле, на пороге своего дома был убит из ружья священник-алтаец, пьяным лиходеем. В Турочаке священника Никольской церкви утопили в реке Бия. Приблизительно с 1922-27гг. последний, кто из священников совершал богослужения в Никольском храме – о. Захарий (Лебедев), репрессирован по линии НКВД, как и церковный староста И.П. Кобелев. В 1930 году 13 февраля был арестован бывший церковный староста Ефим Иванович Казанцев с сыном Ильей. Оба расстреляны 5 марта 1930 года. Множество крестьянских хозяйств по реке Лебедь было разорено, крестьяне раскулачены и сосланы за пределы Ойротской автономной области (так тогда назывался Алтай). Тяжелые тучи нависли над некогда благословленной Богом землей.


Церковь в Турочаке закрыли еще в 1928 году. Это происходило при большом стечении народа, само здание не пострадало – безбожники ограничились лишь тем, что снесли кресты (символ духовной власти). Обезглавили церковь значительно позже, полностью снеся купол и колокольню, чтобы не напоминали собой о той «темной дореволюционной» жизни. После закрытия церкви в ее помещении располагалась опорная начальная школа, давшее начало новому атеистическому образованию и воспитанию. Позже для начальной школы было построено новое двухэтажное здание, а в бывшем храме поместилась редакция районной газеты «За коммунизм», затем здание использовали под столярную мастерскую. В конце 70-ых - начале 80-ых одно из самых старых построений села – здание церкви было разрушено. Из добротных еще церковных бревен построили дом, который в одно время послужил как складское помещение, в другое – как конюшня. На том месте, где стоял храм, какое-то время находилась контора «Союзпечать». Сейчас там стоит телеграф.

На более чем полвека лишились турочакцы церковной жизни. Старушки все же собирались в одном доме благочестивой женщины («молельный дом» этот сохранился до наших дней) и читали акафисты и Псалтырь, тем самым сохраняли огонек веры в своих сердцах.

В 1993 году дом на окраине, что был построен из бревен разрушенного Никольского храма, был передан районной администрацией общине верующих. Вспоминая это событие, нельзя не сказать несколько добрых слов о прот. о. Иоанне Лопатине, ныне покойном (17 мая 2001 г.) и похороненного близ алтаря храма, в котором служил по мере сил в первое время.



Отец Иоанн прожил 89 лет, будучи юношей, перенес страшное время - репрессию 30-х годов, когда раскулачивали их крестьянскую семью на Лопатинской заимке и ссылали в лагеря. Восемнадцать лет батюшка провел на каторжных работах, сплавляя лес по Ангаре. Там же на спецпереселениях познакомился и женился на своей будущей матушке Пелагие. Уже после ссылки в середине 50-х годов он принял священнический сан и в продолжение 30-ти лет служил в различных храмах Сибири и Казахстана. Последствия ссылки, где батюшка подорвал свое здоровье, все чаще и чаще давали о себе знать через тяжелые болезни. Немощным старцем он вернулся к себе на родину в село Турочак, где и жил последние годы, оставаясь заштатным священником.
Именно о. Иоанн положил начало возрождению церковно-приходской жизни на селе. Первая Литургия после длительного перерыва была совершена на Праздник Покрова Божией Матери. Храм был освящен в честь этого праздника.

Как и в начале века, 6 лет в Турочакской церкви не было постоянного священника. На большие праздники приезжали послужить батюшки из Горно-Алтайска, Маймы, Чемала и Кебезеня в возрождающийся храм, в котором и до сего дня находится большая святыня – антиминс последнего Епископа Бийского Иннокентия (Соколова).

Милостью Божией по Архиерейскому благословению в 1999 году в Турочак был направлен священник Сергий Хивинцев, рукоположенный в сан священника в Покровском соборе г. Барнаула на Вечере к Рождеству Христову. А на само Рождество состоялась первая священническая служба о. Сергия - он сослужил соборно с другими священниками Рождественскую Божественную Литургию, которую совершал Преосвященнейший Антоний первый Епископ Барнаульский и Алтайский, приснопоминаемый ныне.

В юбилейный 2000 год Владыка Антоний посетил с. Турочак с целью освящения места под строительство нового храма в центре села. По совершении Божественной Литургии Владыка благословил вернуть храму на окраине села его прежнее имя, а новый храм, который будет построен с помощью Божией, освятить в честь Покрова Божией Матери.

Исторический материал подготовил @vitalist по архивам, воспоминаниям

1
0.108 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые