Скандинавия в IX - XII веках. Поселения и общество бесстрашных викингов.
Европа узнала о викингах в 793 году - в "Англосаксонской хронике" рассказывается, что 8 июня язычники обрушились на монастырь св. Кутберта на о. Линдисфарн, небольшой остров на восточном побережье Англии, близ англо-шотландской границы. Этими язычниками были скандинавские викинги; монастырь был разрушен, близлежащие земли испепелены. Все монахи были истреблены.
С тех пор грозные завоеватели не давали забывать о себе, и жителям Европы волей или неволей пришлось научится их различать. Скоро стало ясно, что существуют как минимум три народа викингов, находящихся между собой в весьма неприязненных отношениях. Ближе всех к Европе были даны – датские викинги, населявшие полуостров Ютландия. Шведских викингов славяне стали именовать варягами и свенами, а самых воинственных норвежских – норманнами, или северными людьми.
Приступая к рассказу, я хотел бы начать с описания поселений скандинавов, которые так же на разных территориях были разными. Для удобства восприятия, я решил излагать такого типа материал схематично. Итак, поселения делились на следующие виды:
- Одаль, или же хутор. Я решил начать с данного типа поселений потому, что они на данный момент изучены лучше всего. Одалем являлось довольно большое семейное владение, которое в 9 веке находилось в собственности большой семьи (обычно 3 поколения) и передавалось по наследству исключительно следующему поколению, а не в собственность одному наследнику. В дальнейшем, когда из больших семей начали образовываться семьи малые, начались и разделы одаля между наследниками. На данный момент наиболее исследованным является так называемый одаль Эндсвик. При его изучении было выяснено, что скандинавский хутор состоял из главного, хозяйского дома, и группы хозяйственных построек. В хозяйском доме жила вся община, дома эти назывались "длинными домами". Недалеко от одаля находились погребения свободных людей и рабов. Также, при исследовании одаля Эндсвик ученые сделали вывод о том, что население одаля жило в основном натуральным хозяйством. Однако, в 1936 году на острове Готланд, где в описываемую мной эпоху также жили представители скандинавских народов, в одном из озер был найден интересный ящик. Потерял этот ящик ремесленник, который судя по содержанию находки был мастером на все руки: в ящике находились молоты, напильники, наковальня, молот для ковки медных котелков, тесло, пазовая пила, рубанок, долото бондаря, рашпиль для тонкой работы по дереву, весы, замки и прочее и прочее. Таким образом, получалось, что население одаля занималось не только натуральным хозяйством - среди викингов было достаточно бродячих ремесленников, которые ходили между поселениями и работали кузнецами.
- Деревни. Описанные выше хутора были основными поселениями на территории Швеции и Норвегии. А вот даны жили не одалями, а деревнями. На основании раскопанных археологами деревень, можно сделать вывод, что они составляли из себя множество домов, окруженных деревянным частоколом. Важно заметить, что это обилие построек - это не хозяйственные постройки, как в одале, а действительно жилые дома, по значению и статусу равнозначные друг другу.
- Военный лагерь. Третим типом поселения являлся военный лагерь, который был характерен для Дании. Схематично военные лагеря имели круглую или овальную форму и были окружены укреплениями - валом или частоколом. Внутри военного лагеря было обнаружено большое количество домов, имевших форму ладьи. К примеру, в раскопанном лагере Агерсбор в Дании было обнаружено 48 домов. В другом, Тревиборе — 20 домов, которые были сведены в 4 группы. Кроме того, в Тревиборе помимо скелетов мужчин было найдено множество скелетов женщин, из чего историками было сделано предположение, что на территориях военных лагерей могли существовать публичные дома.
- Торговый город. Последним типом поселений древних скандинавов являлся торговый город. Первое упоминание о торговом городе было сделано в летописи и относится к 804 году, когда великий князь Годред подчинил себе народ ободритов и переселил их в свой родной город Хедебю в Южной Дании.
Сейчас Хедебю раскопан и является ярким примером торгового города скандинавов той эпохи. Первое, что стоит отметить - город окружали массивные укрепления, а территория города была около 60 акров. Кроме того, существовала отдельная цепочка земляных укреплений длинной в целых 11 миль, которая связывала Хедебю с другим торговым поселением — Холинштетом. Хедебю был построен вокруг реки, которая делила город на 2 части. Каждая из построек в городе была обнесена изгородью и принадлежала купцу, которые и составляли основную массу населения города - они жили и торговали в одном месте. У каждого хозяина дома был свой спуск к реке и свой колодец.
Таковыми были основные типы поселений у викингов - одали, деревни, военные лагеря и торговые города. Теперь, что касается общественного деления у скандинавов. Социальная стратификация викингов была довольно проста, все общество делилось на свободных - бондов, несвободных - рабов, и знать - конунги.
- Бонды, или карлы — это зажиточные, крепкие собственники и воины. Они в основном занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Именно эти карлы/бонды и являлись главной семейного хозяйства - одаля. Бонды принимали участие в тинге - основном коллективном органе управления в Скандинавии. Выглядело это так: сандинавы являлись вечером к орешнику и окружали место тинга веревками. Являлись на тинг только мужчины и только вооруженными. На тинге решались споры, закреплялись сделки, проходил суд и так далее.
До эпохи королей (до 9-10 века) в правах свободные скандинавы были равны между собой в независимости от богатства и социального статуса - все бонды имели одинаковые права. Если скандинавы не могли решить какой-то спор, касающийся оскорбления чести или достоинства, то следовал хольмаганг. Хольмаганг — это «прогулка по острову». Спорщиков отвозили на остров, затем выхватывались мечи и при свидетелях они разделывались друг с другом или до первой крови, или до смерти, в зависимости от серьезности вопроса. Если же речь шла об убийстве или более тяжком преступлении, следовало изгнание. Важно заметить, что смертной казни не было, ибо смерть без меча для викинга была недопустима, неприемлема! Так, в случае с изгнанием даже самому рьяному убийце давалась возможность когда-нибудь где-то там все-таки умереть с мечом в руках. Еще одним видом судопроизводства была кровная месть. При этом иногда она длилась веками, и для ее завершения надо было или уничтожить одаль врага и вынудить его на изгнание, или убить главу рода.
А сейчас мне хотелось бы ненадолго отвлечься от социальной стратификации, чтобы объяснить вам, откуда "растут ноги" у такой странной модели судопроизводства, завязанной на недопустимости и страхе смерти без меча. Для этого нам надо обратиться к мифологии древних скандинавов и их взглядам на жизнь после смерти.
Дело в том, что у викингов существовало два места успокоения душ. Первым местом была Вальгалла. Туда попадали самые верные воины бога Одина, погибшие на поле брани. Викинга, павшего в бою, забирали кружившие над местом сражения Валькирии. Они доставляли умершего на "Вечный пир" в чертог Одина, где множество таких же честных и доблестных воинов занимались тем, что доставляло им наивысшее удовольствие при жизни — они дрались, жрали и пили до самого дня Рогнарёк, в который должна произойти последняя битва между Богами и чудовищами. Сражаться против чудовищ на стороне великого бога Одина являлось высшей наградой для любого викинга!
Вторым же местом упокоения душ, если тут вообще приемлемо слово «упокоение», был Хельхейм. Проще говоря, хельхейм — это «ад» для викингов, куда попадал человек, умерший без меча в руках. Там вечная жажда, страшный голод и полное отсутствие врагов. Главой Хельхейма является дочь Локи Хель - огромный страшный монстр в женском обличье.
Древнескандинавское общество, как и древние общества в принципе, было насквозь пронизано религиозными верованиями. Скандинавы руководствовались "знаками свыше" практически всегда и везде, поэтому существование Одина, Вальхаллы и Хельхейма было само собой разумеющимся и неоспоримым фактом. Именно по этой причине попадания в Хельхейм не желали никому, и именно поэтому для решения споров и наказания убийц применяли хольмганг и изгнание, давая человеку потенциальную возможность умереть сражаясь и избежать попадания холодный и пустынный Хельхейм. Да, он изгонялся из родных земель. Да, он лишался защиты сородичей и семьи в принципе. Но, все это было не так важно, потому что никак не влияло на жизнь после смерти, которая была для викингов не менее реальна, чем жизнь на земле.
Такова и была жизнь бонда — свободного скандинава.
Рабы, или трерии. Следующим социальным классом древнескандинавского общества были несвободные люди, или же рабы. Для викингов рабы были скорее разновидностью скота, нежели людьми. Изначально рабы делились на земельных и корабельных. Тут важно заметить, что корабельные рабы ни в коем случае не плавали на всем нам известных, величественных дракарах. На дракарах могли плавать только достойнейшие викинги, а не какой-то там рабский скот! Поэтому зачастую корабельные рабы были гребцами на каких-нибудь торговых корабликах или тому подобное. Также, надо отметить, что трерии были рабами этническими - это были люди других народов. Становились рабами люди, проживающие на захваченных викингами землях - самая обыкновенная, классическая схема.
Конунги — главы племен. Источником их "доходов" были стада скота, торговля и богатства с захваченных земель . В идеале, все подданные должны были хранить верность конунгу, находившемуся на вершине иерархии. Фактически же за всю эпоху викингов едва ли найдется несколько конунгов, имевших такую власть. Власть конунгов всегда оставалась ограниченной из-за постоянного соперничества с могущественными бондами и ярлами. Также, власть конунга зависела от поддержки свободных людей, которые на тинге одобряли или не одобряли кандидатуру. Власть же конунга держалась на постоянных доходах в виде поборов и дани, благодаря которым он сохранял лояльность и поддержку подданых. Самую важную роль в жизни конунга играет его дружина, без которой он никто. На войне они ядро войска, в мирное время — его ближайшие сподвижники, соратники и исполнители его поручений.
На этом все, дорогие друзья. Именно так и выглядели общественная стратификация древнескандинавского общества и поселения викингов в в 9-12 веках. Кстати, викингам будет посвящен еще минимум один пост. В нем я расскажу о самом интересном - о военном деле скандинавов и их величественных кораблях, от вида которых каждого европейца в ту далекую эпоху бросало в ужас. Поэтому, если кому-то это интересно - подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. До скорого!
Больше о викингах:
- Губанов И. Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов
- Гвин Джонс. Викинги. Потомки Одина и Тора
- Жаклин Симпсон. Викинги. Быт, религия, культура