Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vood.one
7 лет назад

Становление японского драматического театра Но: саругаку-хоси и дэнгаку

Я вас приветствую!

Сегодня мы оторвемся от мирской суеты и поговорим о прекрасном — о становлении традиционного японского театра Но. Как вообще это искусство занесло в Японию и что было характерно для развития японского театра? Сейчас и узнаем. Поехали!

Его корни, как и многих других явлений японской культуры, восходят к Китаю. Именно из Поднебесной в VIII веке на острова начали приезжать китайские артисты, которые показывали свое мастерство десяткам и сотням нерадивых варваров прямо под открытым небом. Представления эти по-китайски назывались сань-юэ, а по-японски — сангаку, и включали в себя все, начиная от жонглирования и заканчивая всевозможными фокусами и актерскими сценками.

Далее начался совершенно закономерный процесс и вскоре китайцев заменили японские умельцы, которые объединялись в труппы бродячих актеров. Они, как и полагается, не просто позаимствовали у китайцев их репертуар, но и внесли в него обширные изменения в соответствии с местной культурой и привычками японской публики. Представления начали включать в себя хождение на ходулях, старинные японские танцы кабу, комические пантомимы и так далее. Это и стало точкой отсчета в становлении именно японского народного театра.

Изменилось и название — с сангаку на саругаку. Некоторые специалисты связывают новое название со словом «сару», то есть обезьяна, мол актеры высмеивали пороки и поведение простолюдинов, часто похожих в своих повадках на обезьян. Другие исследователи утверждают, что все это бред и первый иероглиф употреблен наобум и никакого скрытого смысла тут нет.

Куда же стоит направиться в первую очередь, чтобы занять толпу и выручить немного денег? Конечно же к дверям синтоистских и буддистских храмов, где в праздничные дни актеры буквально ночевали — молящиеся были совсем не прочь поразвлечься. Отсюда, кстати, и следующая трансформация названия бродячих актерских трупп: саругаку сменилось на саругаку-хоси, где хоси означало «монах», хотя сами актеры монахами не были, а только их веселили.

Следует также отметить, что бродяги не взимали никакой обязательной платы со зрителей. Другое дело, что правила приличия требовали от последних сделать актерам подарки по завершении представления, на что те и надеялись. К тому же, среди зрителей в те времена присутствовало немало знатных и богатых людей, которые весьма щедро одаривали труппу подарками дабы показать всем вокруг свою щедрость. Этим саругаку-хоси и жили.

Тут же стоит выделить еще одну особенность: служители синтоистских и буддистских монастырей, в отличии от строгих христиан, оказывали комедиантам всяческую поддержку и покровительство. Если их западные «коллеги» видели в этом непристойном поведении глумление над всевышним, то японские монахи подходили к вопросу с другой стороны и, зная о популярности саругаку-хоси в народе, использовали их для расширения своего влияния. Ведь прибытие актеров помогало собрать аудиторию верующих, которых таким образом можно было переманить у других монастырей и храмов (да, в Японии конкретные храмы соперничали между собой).

В конце концов, выступления можно было трактовать и как подношение богам. Так, к началу XI века представления бродячих актеров стали официально включаться в программу религиозных и общественных празднеств, а в их репертуаре начали преобладать сюжетные сценки, создаваемые импровизацией и оснащенные комическими диалогами.

Труппа саругаку на синтоистском празднестве в храме Касуга тайся в Наре

Но не только саругаку-хоси было едино актерское ремесло в те далекие времена. Их конкурентами стали исполнители дэнгаку, то есть сельских игр, - похожих представлений, но нацеленных в первую очередь на сельских жителей и отражающих их быт и нравы. Для крестьян труппы дэнгаку разыгрывали сценки, повествующие о их тяжелой борьбе против злостных погодных условий. Сюда же входили старинные обряды заклинания злых духов, а также комические представления, в основу которых ложились знакомые каждому земледельцу сюжеты. Само собой, дэнгаку имели огромнейший успех у публики, что было вполне естественно при подавляющем преобладании в стране сельского населения.

Порой дэнгаку хорошенько теснили саругаку-хоси, однако это не мешало последним успешно развиваться и брать свое. К XIV веку они перестали бродяжничать, осев на одном месте, что давало им больше возможностей оттачивать свое мастерство. Селились саругаку преимущественно в храмах, из-за чего в состав трупп со временем начали входить и местные монахи. Это, в свою очередь, еще больше ускорило процесс превращения любительских комических сценок в серьезные актерские представления: смешные кривляния мало-помалу вытеснялись сценками религиозно-философского и назидательного содержания, а на место импровизации вставало исполнение законченных пьес. А к началу эпохи сегуната Камакура (1338-1573 гг.) актеров саругаку в свои владения начали приглашать представители провинциальной знати, с чего начался процесс проникновения театра с улиц в народные массы.

Так, и в саругаку-хоси, и в направлении дэнгаку к середине XIV века значительно вырос профессиональный уровень. Прежние разрозненные и хаотичные номера сменялись тематическим единством каждого выступления, вследствие чего закономерным образом в труппах начали выделяться актеры-профессионалы. Выступления этих людей выбивались из общей массы любителей и вскоре их стали обозначать специальным иероглифом «но», что можно перевести как «талант, умение». Дэнгаку-но но, саругаку-но но — так начали называть профессионалов, представлявших определенное направление театра.

Но не стоит думать, что с выделением актеров-профессионалов любительские выступления обоих видов исчезли. Наоборот, они продолжали набирать популярность как у простой публики, так и у знати, желавшей время от времени повеселиться. Что до мастеров, то они постепенно готовили почву для возникновения национального театра Но, о чем мы и поговорим в следующий раз.

5
482.212 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые