Величайшая путаница. Часть 2
Воля VS желание
Мы придаём им разный смысл, но по факту кто отличит одно от другого? Кажется, что если сильно чего-то хочешь и прикладываешь усилия к достижению, то это означает использование воли. Типа воля это сосредоточенное желание.
Или если сильно напрягаешься в спортзале, значит волю применяешь. Или настойчиво идёшь к победе в соревнованиях. Но тогда почему считается, что волю можно сломить? Что человека можно переубедить, заставить его изменить решение, манипулируя им? Тогда воля это нечто очень жалкое.
Слава Богу, что в действительности воля это нечто совсем иное. Хорошим намёком служат такие выражения как «свобода воли» и «воля быть». В русском языке не даром слова «воля» и «свобода» могут быть синонимами. Воля проявляется только в свободном состоянии. Когда вы в последний раз ощущали полную свободу? А ведь только в этом случае вы вольны решать. В остальных случаях вы ничего не решаете. Вами управляет подсознательный принцип желания.
Воля же направлена от всех ограничений. Воля всегда направлена к сердцевине нашего бытия, к чувству «я есть» и углублению его. Желания всегда связаны с объектами. Воля чисто субъективна, и игнорирует объективность. Желания импульсивны и реакционны. Воля проявляется только при осознанности и разумности. Желания сопровождаются страданиями. Воля – счастьем. Именно желания можно «сломить» или изменить. Воля несгибаема и вечно стабильна.
Закон VS привычка
На этой путанице построена вся современная наука. Как так? Приведу пример. Представьте, что вы курите много лет, и у вас сложились ежедневные ритуалы: покупка сигарет, определённое складывание рук когда прикуриваете, какие-то размышления во время процесса и т.д. Это уже стало закономерностью. Теперь представьте, что вся ваша родня курит и несколько предыдущих поколений тоже курили. Учёные, если будут изучать такую семью, могут сделать вывод, что здесь есть какой-то закон на уровне генов. Однако, в мозге ДНК меняется постоянно в зависимости от настроения, мыслей, чувств и т.д. В любой момент вы можете бросить курение и разорвать круг. Так учёный может ошибочно назвать что-то законом.
Еще ярче это видно в конституции и правительствах. Они выдумывают правила каждый день, и либо дополняют, либо иногда переписывают конституцию. Но когда страна живёт по ним сотни лет, то следование этим правилам становится чуть ли не врождённой привычкой. Привычки порождают четкие закономерности. И социологи при исследовании этой страны могут сделать вывод, что есть некий социологический закон.
Если упало яблоко на голову, и падает каждый раз – это закон притяжения. Если 2 + 2 каждый раз даёт 4, то это закон логики. Но законы логики придумали люди и могут их отменить, то есть это и не законы вовсе, а правила или словесно-мысленные привычки. Также и законы физики – обнаруживаются ли они или выдумываются? Не спешите с ответом. Ведь без осмысления нельзя сформулировать закон, а разве осмысление и формулирование это не думанье?
Что если просто созерцать то, что есть, не думая? Вы откроете, что в действительности есть очень много того, к чему мы привыкли в восприятии. 99% нашего восприятия – это нечто привычное. Солнце встает и садится снова и снова за горизонт, который каждый раз там когда мы смотрим вдаль. По утрам мы ощущаем одно и то же тело, каждый день мы считаем себя одним и тем же «я» (и в психологии, конечно же, это считают законом).
Но есть такой эффект, который называют замыленностью восприятия – когда вы к чему-то привыкаете, то теряете бдительность и очень многое упускаете из виду. Если же созерцать без мыслей, без мотива, без различия, то вам открываются настоящие законы мироздания. И главное, что обнаруживается – законы неизменны и их нельзя нарушить, они не зависят от условий и субъективной оценки.
А привычки, которые мы по глупости называем законами, можно изменить или отменить. В этом наша свобода. Свобода воли.
Ответственность VS чувство вины
С этой путаницей связана, пожалуй, львиная доля страданий человечества. Особенно это проявлено в религиях (а верующих в мире 80%). Но и в самых обычных бытовых ситуациях это проявляется ежедневно. Не сделал то, что обещал – стыдно; допустил промашку в работе – провинился; высказался грубо – извиняешься. И принято считать, что чувствовать вину это нормально, потому что мы ответственны за обещания, ошибки, слова и т.д. Ты должен отвечать за то, что делаешь, говоришь и думаешь. Или тебя заставят ответить.
На самом деле ответственность это не обязанность отвечать. Здесь опять корень слова вводит в заблуждение. Ответственность это принятие и признание факта неразделённости с тем, что воспринимается. Мы частично признаём это насчёт мыслей, и то лишь когда нас ткнут носом. Ведь неким внутренним вИдением мы воспринимаем свои мысли, и даже если нам кажется, что они неуправляемы нами (а это лишь привычка, не закон), мы не будем отрицать, что это наши мысли. Таким образом, наблюдатель есть наблюдаемое. Также как и в случае тела, глаза могут смотреть на движения рук, но при этом осознаётся, что и глаза и руки это одно и то же тело.
Именно в этом смысле мы ответственны за всё, что воспринимаем. У нас есть воля, мы можем осознанно менять привычки или отменять их вовсе. В том числе привычки восприятия. За это мы и несём ответ. Не за то что мы воспринимаем, а за то как и зачем.
Вина же, вероятно, самое тяжёлое чувство. И она как раз говорит о том, что вы отделены от всего и внутри себя разделены на части. Только в этом случае идея наказания извне имеет смысл. Вина ложна, ответственность истинна. Прощение, поэтому, является нашей ответственностью отменить вину.
Грех VS ошибка
Это логическое продолжение предыдущей пары. И эту пару мы тоже путаем подсознательно, только это запрятано еще глубже вины. Почему мы верим, что если допустил ошибку, то надо чувствовать вину? Да потому, что первая мысль, которая возникает об ошибке, это не мысль о том, чтоб её сразу исправить, а мысль о том, что момент был упущен. У тебя была возможность сотворить что-то хорошее, а ты облажался – вот какая мысль приходит первой. Если бы первой приходила мысль об исправлении, то вины не возникало бы. Но нет, мы в первую очередь ставим на себе клеймо греха. Поэтому, ошибка устойчиво ассоциируется с грешностью, несовершенством, недостойностью.
Но это всего лишь мысль, а не истина. Сколько раз так бывало, что вы так целенаправленно увлечены каким-то делом, что даже если допускаете ошибки, то не задерживаетесь на этом, а тут же исправляете их и спокойно продолжаете. Например, я делаю много грамматических ошибок при написании этого текста, но проверяю по ходу дела, исправляю и продолжаю писать. Если бы я акцентировался на них, стал бы их исследовать с вопросом «да как же я так окарался?» или «что же мне с собой сделать, чтоб не косячить?», то этого текста либо не было бы, либо это была бы какая-то занудная хрень (хотя кто знает, может для кого-то она такой и является))).
Грех в нашем подсознании означает некое вечное проклятие невозможности отменить прошлое. Но кто это сказал? С чего вдруг невозможно? Какой-то закон у учёных есть на этот счёт? Ну так вы уже знаете, что это вовсе не законы, мы лишь привыкли считать что-то невозможным, невероятным, запредельным. Наша воля намного могущественнее, чем мы можем себе представить. В нашем сознании нет ничего сильнее её, и потому всё, что происходит в сознании подчинено ей. Так что любые ошибки это лишь игра творения, они вносят в процесс удивление самому себе.
Бытие VS становление
Когда я осознаю «я есть», то осознаю непрерывность и стабильность собственного бытия, присутствия. А вы осознаёте это? Если нет, то вы путаете бытие и становление. Становление временно, бытие – вневременно. Становление это эволюция во времени и пространстве, бытие – это присутствие не имеющее отношения ко времени и пространству.
Путая их, мы считаем, что всегда меняемся, что вчера были такими-то, а завтра станем другими. Тело родилось, было маленьким, выросло, затем состарилось и умерло. Мы примеряем это и на себя, даже говорим о духовном становлении. Типа я был грешником, а стану святым, был смертным, а стану бессмертным и прочие ложные убеждения.
Только вот становление это лишь поверхность нашего сознания, в сердцевине которого находится необусловленное ничем бытие. И в этом бытии мы не можем никем стать, мы – нечто неизменное, абсолютная константа. Более того, нам и не нужно никем становится – всё совершенство и бессмертие уже наше изначально. Прочувствуйте присутствие настолько глубоко и интенсивно, насколько можете, и убедитесь.
Продолжение следует...