[Актуальное интервью] Кто пишет и читает фанфики
Автор: @efim-off
Уважаемые читатели! Редакции литературного сообщества @vox.mens важно ваше мнение. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях впечатлениями от интервью и своим отношением к фанфикам.
Фанфики без преувеличения можно назвать особым литературным явлением. Субкультурой, которая стала неотъемлемой составляющей культуры массовой. В мире фанфиков, обосновавшемся по большей части в сети, — свои популярные вселенные и их вариации. У читателей этих произведений — свои кумиры и любимые авторы. Некоторые живут фанфикшеном. Другие называют это творчество вторичным и потому разносят понятия «фанфик» и «литература» далеко друг от друга.
Уверен, авторы фанфиков сказали бы на этот счёт многое. Да и что говорить о вторичности, если, как утверждают искусствоведы, едва ли не вся литература строится на паре десятков ситуаций и сюжетов.
Насколько глубокий след должна оставить книга, чтобы читатель захотел стать писателем и бросился создавать её продолжение? Существуют ли какие-то правила по сохранению оригинальных вселенных? Много ли коммерции и проблем с авторскими правами в мире фанфиков? Об этих и других гранях фанфикшена поговорим с Елизаветой @lbelou – человеком, который пишет и читает фанфики. И, кажется, знает о них почти всё.
- Елизавета, добрый день. Предлагаю начать с основ. Что такое фанфик?
-
– Фанфик – это текст любого размера, где автор (фикрайтер) рассказывают свою историю, происходящую в мире, придуманном другими. Фанфики могут быть написаны на основе всем известных фильмов, книг, сериалов и так далее, и тому подобное…
Но это общие слова, потому что нюансов в каждом случае достаточно много.
- Как бы ты оценила масштабы фанфикшена как явления? Мне, дилетанту, представляется, что это целый мир и подобных произведений либо много, либо очень много…
-
– Люблю цифры и хочу обратиться к ним. Раньше на главной странице самого крупного, на мой взгляд, сайта с фанфиками ficbook.net («Книга фанфиков») была информация о том, сколько авторов зарегистрировано, сколько работ опубликовано.
Сейчас эти данные найти не смогла, но цифры наверняка поразили бы. Навскидку, вот очень навскидку, около 5 тысяч авторов точно будет на КФ.
Кроме того, стоит взять во внимание существование других сайтов, групп в социальных сетях, чаще «узкопрофильных», например, по определенной книге. Плюс - работы, которые пишутся «в стол» - ими делишься с ограниченным кругом людей.
Если всё это сложить, образуется неплохая такая библиотека.
- Кто пишет фанфики?
-
– Я начинала писать лет в двенадцать. Думала тогда, что это и есть возраст людей, которые увлекаются фанфикшеном. Но уже тогда натыкалась на авторов в возрасте двадцати лет и старше. Сейчас мне 21. Можно сказать, что я как человек пишущий всё ещё в строю, а одному из моих любимых авторов лет уже побольше будет. Таким образом, если говорить о возрасте, ограничений нет никаких.
В целом, думаю, всё как и в обычном писательстве: пишут те, кто хочет писать. Те, чья душа просится наружу и ищет самовыражения.
- А кто читает? Можно ли как-то обрисовать целевую аудиторию?
-
– Ответ почти идентичен. Читают те, кому интересен тот или иной мир и его герои. Фанфики читают любители литературы, которые желают получить немного другую историю или очень не хотят прощаться с персонажами. Они с радостью готовы узнать про их новые, пусть и не каноничные, приключения.
Возраст читателей тоже самый разный, про гендерные дела я даже и не говорю. В интересе к фанфикам нет ничего сверхъестественного, это такая же привычная всем литература, которую читают обычные люди.
- Если формировать некий рейтинг, какие вселенные ты назвала бы самыми популярными и знаковыми у фикрайтеров?
-
– Честно говоря, я всегда была слишком однофандомна (фандом – сообщество любителей определенной книги, фильма, сериала, комикса, музыкальной группы группы и так далее) и ко всему остальному фанфикшену большого интереса не проявляла. Но легкий топ-3 организовать попробую.
Первую и вторую строчки займут «Властелин колец» и «Гарри Поттер». Это своего рода классика, и, думаю, многие начинали именного с них.
Третье место – это нечто меняющееся и зависящее от времени, эдакий мэйнстрим. Выходит фильм-шедевр (или не совсем шедевр) - будьте уверены, что он занял эту строчку, и в ближайшие недели большинство обновлений на фикбуке будет связано с ним.
И ещё
Одним из самых известных советских фанфиков можно назвать книгу «Волшебник Изумрудного города» Алексея Волкова. Это советский вариант сказки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз». Волков, по сути, перевёл и несколько видоизменил оригинал. А потом начал писать самостоятельные произведения в рамках вселенной. Среди них - «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей» и другие.
- Существуют ли какие-то основные правила и законы по сохранению вселенной оригинала? Насколько в фанфике она может отличаться?
-
– Нет правил. Вот совершенно точно нет. Если кто-то скажет обратное, то это очень странный человек.
Правил нет настолько, что есть такое понятие как AU. Это случай, когда устоявшихся героев канона берут и переносят в другие миры. В оригинале мы имеем гномов Фили и Кили, а в условиях жанра AU это обычные студенты какого-нибудь колледжа. И понеслось…
- Как-то доводилось слышать, что некоторые бестселлеры – на самом деле фанфики, а мужики-то и не знали. Реально?
-
– Да, это так же реально, как назвать звезду в честь любимого человека.
Взять хотя бы известный факт про «50 оттенков серого» авторства Э. Л. Джеймс.
Или же «Гарри Поттер и Проклятое Дитя» - тут история тёмная, не подтвержденная, но там ведь серьёзно будто собраны и сплетены в одного Франкенштейна все самые смачные моменты фанатского творчества.
- Можно ли написать фанфик в другом жанре? Например, оригинал представляет собой ужастик, а фанфик – уже юмористический роман с теми же персонажами.
-
– Это к вопросу о правилах. Правил нет, ограничений нет, рамок нет (ну, разве что какие-то внутренние моральные стоп-краны должны быть). Поэтому творец волен делать с оригиналом всё. Всё и чуточку больше.
Интересно, что…
По информации портала ГодЛитературы.РФ, создание фанфиков постепенно становится частью школьных уроков по литературе. В одной из школ Калуги пятиклассники пишут продолжение «Муму» и, например, «Дубровского», а также рассказывают о детстве сыновей Тараса Бульбы. Педагоги же отмечают, что фанфикшен — это весьма эффективный способ повысить интерес к чтению классической литературы, поскольку у учеников происходит сильнейшее погружение в текст первоисточника.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Если у вас тоже появились вопросы к Елизавете @lbelou, озвучивайте их в комментариях. Это поможет сделать наше исследование фанфиков интереснее.
Платформа для монетизации творчества - Pokupo.ru (ссылка - https://pokupo.ru/promolanding) предлагает интернет-магазин и виджеты бесплатно для всех предпринимательских нужд. Все вопросы можно задать @ivelon либо в телеграм-чат сообщества - https://t.me/joinchat/Cyu5JQ2skoauGtavH-B-eg