Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
7 лет назад

[Авторская песня] Забытые имена. Александр Вертинский. Автор - исполнитель, шансонье, музыкант, артист

автор: @francisgrey
редактор: @guitarcat

предисловие редактора:
Жизнь Александра Вертинского удивительна, как удивительно и само время, в которое он жил: реформы, революции, популярность при разных политических формациях, эмиграция, жизнь в Европе, Америке, Китае, 2 мировые войны, песни, театр, кино. Сколько великих людей его окружало, скольким событиям он стал очевидцем… Всё это, преломлённое его сознанием, находило отражение в его творчестве. Но Вертинский был гораздо больше своего творчества.

Так получилось, что с многими явлениями русской и зарубежной культуры я познакомилась, благодаря моему самому любимому поэту и писателю Александру Галичу. Так произошло и с Вертинским, считающимся основоположником русской авторской песни. У А. Галича есть песня, посвященная А.Н. Вертинскому.

Салонный романс (Памяти А. Н. Вертинского) автор А. Галич 1965 г.

"...Мне снилось, что потом
В притонах Сан-Франциско,
Лиловый негр Вам подает манто..."
(А.Вертинский
)

...И вновь эти вечные трое
Играют в преступную страсть,
И вновь эти греки из Трои
Стремятся Елену украсть!..
А сердце сжимается больно,
Виски малярийно мокры —
От этой игры треугольной,
Безвыйгрышной этой игры.
Развей мою смуту жалейкой,
Где скрыты лады под корой,
И спой — как под старой шинелькой
Лежал сероглазый король.
В беспамятстве дедовских кресел
Глаза я закрою, и вот —
Из рыжей Бразилии крейсер
В кисейную гавань плывёт.
А гавань созвездия множит,
А тучи — летучей грядой...
Но век не вмешаться не может,
А норов у века крутой!
Он судьбы смешает, как фанты,
Ему ералаш по душе, —
И вот он враля-лейтенанта
Назначит морским атташе.
На карте истории некто
Возникнет, подобный мазку,
И правнук лилового негра
За займом приедет в Москву.

И всё ему даст непременно
Тот некто, который никто,
И тихая пани Ирена
Наденет на негра пальто.
И так этот мир разутюжен,
Что чёрта ли нам на рожон?!
Нам ужин прощальный — не ужин,
А сто пятьдесят под боржом.
А трое? Ну что же что трое!
Им равное право дано.
А Троя? — Разрушена Троя,
И это известно давно.
Всё предано праху и тлену,
Ни дат не осталось, ни вех.
А нашу Елену, Елену —
Не греки украли, а век!

К Вертинскому Галич относился трепетно и гордился личным знакомством с ним. В своей радиопередаче «У микрофона Александр Галич» бард рассказал о своих встречах с Вертинским, который был для него «человеком из какой-то другой, фантастической жизни» - о том, как в первый раз увидел Вертинского в Доме кино, куда Галичу удалось попасть на один из первых концертов артиста, затем рассказал о двух встречах с Вертинским спустя два или три года после концерта. По воле случая поэты остановились в расположенных рядом номерах в гостинице "Европейская" в Ленинграде. Галич писал сценарий для киностудии "Ленфильм", Вертинский давал концерты в саду "Аквариум". Вертинский, много лет проживший за пределами России, многое пропустил в русской литературе, он просил Галича читать ему стихи, и Галич читал Мандельштама, Пастернака, Заболоцкого, Сельвинского, Ахматову, Хармса, Бориса Корнилова и Павла Васильева. «И когда я прочел ему в первый раз стихотворение Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомый до слез", он заплакал, а потом сказал мне: "Запишите мне, пожалуйста. Запишите мне", - рассказал Галич радиослушателям и сказал: «Можно по-разному оценивать творчество Александра Николаевича Вертинского, но то, что он оставил заметный след в жизни не одного, а нескольких поколений русских людей и в Советском Союзе, и за рубежом, - это вне всякого сомнения».

Александр Николаевич Вертинский появился на свет 9 марта 1989 года в Киеве, входившем тогда в состав Российской империи. Примечание редактора: Саша Вертинский был незаконорожденным ребёнком, ибо его отец на тот момент был женат, а мать - княжна, юная дочь управителя городского дворянского собрания. От этого “романа” родилась сначала дочь Надя, а затем и Саша. По этому поводу в городе разразился большой скандал: жена отца Вертинского не давала ему развода, и он, фактически жил на 2 дома. Это, безусловно, наложило отпечаток на характер, карьеру да и жизнь его детей. Умерла мать Саши, когда мальчику было всего три года: отец не мог пережить её смерти и через два года умер от скоротечной чахотки. Воспитывала маленького Сашу старшая сестра матери, которая называла отца не иначе как “негодяй” и винила его в растлении своей сестры. Жещина воспитывала пасынка жёстко: лупила за малейшую провинность, не разрешала играть, гулять. Ему было сказано, что его сестра Надя умерла, хотя, на самом деле, девочку отдали на воспитание в другой город, и они встретились лишь много позже).

Учеба у Вертинского не пошла, сначала его исключили из одной, потом - из другой гимназии. Он попробовал играть в театре, потом решил зарабатывать литературным трудом, но писательство,поначалу, тоже не задалось: пришлось ему средства на существование добывать как придется – продавать открытки, работать корректором в типографии и даже бухгалтером. С должности бухгалтера он был уволен за профнепригодность, что неудивительно, ввиду отсутствия у него даже общего образования. В 1913 году Вертинский окончательно решил стать литератором и отправился в Москву, полагая, что в Москве много больше возможностей. В Москве он сблизился с поэтами-футуристами и познакомился с Маяковским, поэзию которого он ценил очень высоко.

Устроиться на работу в МХТ не удалось (К.С.Станиславский отверг Вертинского из-за грассирования), удалось устроиться в Театр миниатюр, который оказался для Вертинского действительно подходящим местом. Его дебютная миниатюра «Танго» пользовалась успехом и была замечена газетой «Русское слово». В том же 1913 Вертинскому удалось сняться в кино, он получил небольшую роль в фильме «Обрыв». С началом 1 мировой войны он отправился на фронт, был санитаром, а после войны он вернулся в кино и Театр миниатюр, где представил свой знаменитый спектакль «Песенки Пьеро».Спектакль состоял из написанных им песен на свои стихи и на стихи поэтов «Серебряного века» - Цветаевой, Северянина, Блока. Песни Вертинского постепенно покорили публику. Так Вертинский нашел свое амплуа и положил начало новому жанру в русской культуре – авторской песне. Песни его были скорее стихами, так как главным в них был текст, а не мелодия, что и стало потом основной характеристикой авторской песни.

Использование маски было характерным для того времени, и…тоже является атрибутом авторской песни, достаточно вспомнить, как известные представители авторской песни советского периода пели от лица персонажей. Они как будто надевали маску, и зрители, слушая песню, представляли себе говорившего «как мать и как женщина» работягу, влюбленного альпиниста, бывшего шахтера рядового Борисова, а более старшее поколение – «простого советского заключенного».

Достигнув популярности в образе Пьеро, Вертинский поступил на работу в театр Петровский и начал успешно гастролировать, но произошла Октябрьская революция 1917 года и на Вертинского обратила внимание ЧК. Он, как и многие другие деятели русской культуры, был вынужден эмигрировать. Потом он, конечно, писал, что его толкнула на эмиграцию «страсть к приключениям».

В эмиграции, когда Вертинский находился в Бессарабии, его обвинили в том, что он является «советским шпионом». В этом нет ничего удивительного, удивительно скорее, что он от этого практически не пострадал, ведь греческий паспорт он купил, на жизнь зарабатывал, выступая перед русскоязычным населением, а песня «В степи молдаванской» разжигала антирумынские настроения.

В 1923 году Вертинский жил и много выступал в Польше, все вроде было хорошо, но мучила ностальгия, и он обратился в советское консульство с прошением о разрешении вернуться, на которое получил отказ. Затем Вертинский переехал в Германию и отправился в разные турне по Европе. Опять попросился назад и опять получил отказ. Тогда он перебрался в Париж, где русским жилось легче всего, особенно писателям и артистам, поскольку там была довольно большая русскоязычная аудитория. Париж Вертинский очень любил и назвал его «родиной своего духа!».

В благоприятных для творчества условиях он написал прекрасные песни: «Пани Ирена» «В синем и далёком океане», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго “Магнолия“», «Piccolo Bambino», Джимми», «Рождество», «Палестинское танго”

В 1933 году Вертинский успешно гастролировал в Ливане и Палестине, а в 1934 – в США, где его первый концерт в Нью-Йорке посетили многие известные представители русской эмиграции, в том числе Рахманинов и Шаляпин, а также его знаменитая парижская знакомая Марлен Дитрих, которой он посвятил свою знаменитую песенку «Марлен». Вертинский впервые исполнил «Чужие города».

К этому времени репертуар Вертинского стал меняться, в его песнях стала резко проступать ностальгия («Чужие города», «О нас и о Родине»), театральные персонажи, разрываемые на части страстями, стали уступать место обычным людям, испытывающим обычные человеческие чувства. В тридцатые годы Вертинский стал писать песни на стихи советских поэтов.

Из Нью-Йорка Вертинский отправился в Сан-Франциско дать несколько концертов. Концерты прошли удачно. Вертинский встретился со многими русскими музыкантами и артистами.Одно из его выступлений прошло в знаменитом Hollywood Breakfast Club, где собирались миллионеры. Вертинскому предложили сняться в фильме на английском языке; но английским он не владел. Однако принял приглашение М. Дитрих приехать в Голливуд и пожить на её роскошной вилле в Беверли Хиллз, где жили многие звёзды экрана. Этому периоду Вертинский посвятил свою песенку «Марлен».

В 1935 году из Сан-Франциско Вертинский отправился в Маньчжоу-го. Сперва он жил в Харбине, где давал концерты (один из последних состоялся 2 февраля 1936 года в театре «Америкэн», вмещающем 1500 зрителей). Из Харбина Вертинский перебрался в Шанхай, где было много русских, и остался там до своего отъезда в СССР. Артист много выступал - в кабаре «Ренессанс», в летнем саду «Аркадия», в кафешантане «Мари-Роуз», но концерты не приносили ему больших гонораров: впервые в эмиграции он познал нужду.

26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с грузинкой Лидией Владимировной Циргвава, двадцатилетней дочерью служащего КВЖД, Вскоре у него родилась первая дочь — Марианна. Чтобы прокормить семью, артисту приходилось давать по два концерта в день.

Во второй половине 1930-х годов Вертинский неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить ему вернуться на родину, но разрешение ( и советское гражданство для всей семьи) он получил только в конце марта 1943 года. Он приехал в Москву в ноябре 1943 года с женой и трехмесячной дочерью Марианной. Через год у супругов родилась вторая дочь, Анастасия. Своим дочерям Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен - «Доченьки». Вертинский много выступал на фронте, исполнял патриотические песни — как советских авторов, так и собственного сочинения («О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня», «Китеж»), в 1945 году написал песню «Он», посвященную Сталину. После войны Вертинский много гастролировал по всей стране, выступая не только в театрах и концертных залах, но на заводах, в шахтах, госпиталях и детских домах.

Он продолжил сниматься в кино. Режиссёры в основном использовали его характерную внешность и манеры, давая ему соответствующие роли, например, князя в фильме 1954 года «Анна на шее». За роль в фильме «Заговор обречённых» (кардинал Бирнч) он и получил свою единственную государственную награду: Сталинскую премию (1951).

от редактора
“ На родине Вертинскому пришлось прожить не так и много лет: оно умер во время гастролей в 1957 году в Ленинграде, ему было 68.” До сих пор многие авторы-исполнители обращаются к его песням, к его творчеству, а некоторые даже исполняют песни в весьма узнаваемой манере Александра Вертинского. ( Лёша Пальцев, Ирина Богушевская Алёна Свиридова и др.)”

дизайнеры @konti и @orezaku

 Воспользуйтесь платформой Pokupo.ru для монетизации творчества. Без абонентской платы и скрытых платежей, взимается только комиссия с оборота. При обороте до 30 тысяч рублей можете работать вообще без комиссии. 
С Pokupo начинать бизнес легко! 
По всем вопросам - к @ivelon. Или в телеграм-чат сообщества Pokupo. 

3
494.697 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые