[Иллюстрация] Художник на колесах
Художник на колесах.
К. С. Петров-Водкин – на велосипеде в Европу
10 апреля 1901 года в дождливую погоду у Серпуховской заставы г. Москва двое велосипедистов с провожающими газетчиками, друзьями, и простым народом отправились в путешествие по Европе.
Памятник К. С. Петрову-Водкину в Хвалынске
В XXI веке – эпохи нано-технологий, 3D-принтеров, квантовых телепортаций, и прочих технических прорывов сложно удивить поездкой на одноместном велосипеде по маршруту Москва – Варшава – Бреславль – Прага – Мюнхен. Но такое путешествие было осуществлено в начале XX века, и не просто на велосипеде – с тигровым пледом, револьвером-велодогом и ящиком с масляными красками для живописи. Этим и интересен для нас один из этих путешественников, которым был знаменитый художник-авангардист, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Петров-Водкин (слева) с компаньоном
Будучи сыном простого сапожника из небольшого городка Хвалынска что расположен на Волге, К. Петров–Водкин с детства проявлял способности к рисованию, впечатлившись в юном возрасте работой иконописцев, Кузьма решил посвятить свою жизнь искусству. После периода работы в судоремонтных и железнодорожных мастерских, Петров-Водкин занимается в классах живописи и рисования Ф. Бурова, где его замечает петербургский архитектор Мельцер, и отправляет учиться в училище технического рисования им. Штиглица. В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Надо отметить, что в то время среди художников были распространены поездки в Европу: преимущественно во Францию, Италию и Германию. Не исключением стал и герой нашей статьи. Конечно, путешествие в Европу требовало определенного финансового состояния, ведь не у всех была редкая возможность получить поощрительные поездки по музеям европейских городов – Рима, Флоренции, Парижа, Мюнхена, Дрездена, Варшавы. Однако у Петрова-Водкина такой возможности не было, не обладал на тот момент художник и материальным постоянством. Однако не таков был характер Кузьмы, и выход нашелся – он с компаньоном решается в авантюрное путешествие по Европе на велосипедах. Но как купить хороший дорожный велосипед с минимумом средств? Однако не таков был характер Кузьмы:
«Я направился по магазинам велосипедных фирм и стал предлагать продавцам комбинацию: за рекламу поездки за границу предлагал я им снабдить меня машиной на выгодных прокатных условиях. После нескольких несообразительных торговцев попал я на представителя одной немецкой фирмы, который меня понял, и за 25 рублей проката я получил великолепной прочности дорожный, оборудованный багажником, велосипед.»
Купание красного коня (1912)
В то время велосипед на больших расстояниях для европейцев не был особенной редкостью – мир уже был пересечен, однако интерес к двухколесному аппарату был велик, и особенно среди лошадей, бросавшихся в стороны при виде лязгающего цепью велосипеда, а также русских крестьян-бородачей, которые норовили в буквальном смысле «вставить палку в колесо», а также с помощью бросания камней, проверяя тем самым «железного коня» художника на прочность:
«Иногда устраивались на меня шутливые облавы: обычно в сумерки, быстро откуда-то появлялись на шоссе заграждения из жердей и из живой цепи рук; радостное ржание разбегавшихся в стороны парней означало празднование победы, если я, не разобравши преграды, падал с велосипедом вместе на щебень дороги.»
Утренний натюрморт (1918)
Однако ни непролазная грязь русских и польских дорог, ни беспросветная темень крестьян, ни немецкий педантизм железнодорожников не остановили Петрова-Водкина в его главной цели – увидеть и изучить того, чего было не увидеть в Москве – мировые шедевры живописи музеев Европы. В Мюнхене, в стеклянном дворце «Сецессиона» он познакомился с живописью французских импрессионистов, которая впечатлила художника:
«Много полезных, но острых заноз в себе унес я с этой выставки.Она поселила во мне разлад и с самим собой, и с Мюнхеном, и с московским училищем. Окружающая жизнь действовала на меня не менее сильно, чем искусство, - не мог я ее не сопоставлять с Россией.»
Автопортрет (1918)
Для художника путешествие закончилось завершением обучения в Москве, затем занятиями в частных академиях Парижа, дальнейшими путешествиями по Италии и Южной Африке, и разработкой своего стиля сферической перспективы в искусстве – созданием оригинальных живописных полотен, которыми мы можем любоваться в музеях Петербурга, Москвы, и собственно, в нашей статье.
Ленин в гробу(1924)
Автор: Дмитренко Никита @nahiba, специально для @vox.mens
Подготовил: Дубровский Андрей @art-study-pro
источники изображения:
https://rusmir.media/2017/05/05/hvalinsk
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1137686
https://ru.pinterest.com/pin/551831760575651934/
Концепция сообщества vox.mens
(переходим по ссылке)
Приглашаем авторов.
Работы присылаются на почту voxmens8@gmail.com. Вам ответят наши редакторы.
наши инвесторы
(переходим по ссылке)
приглашаем инвесторов
(переходим по ссылке)
Общий чат сообщества: https://t.me/vox_mens