Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] «СПЕЦЭФФЕКТЫ» В СТИХОСЛОЖЕНИИ

Приглашаем всех в нашу Поэтическую мастерскую.
Говорить в рифму - это ещё не стихи. Важно научиться искусству удерживать внимание читателя.
Сегодня мы поговорим с вами о спецэфектах в стихосложении.
Один из них - это звукопись.

Обратимся к Тиму Скоренко:

" Звукопись (инструментовка) — это подбор звуков в стихотворении, который имеет художественно-выразительное значение в соответствии с содержанием."

Рассмотрим различные виды звукописи и грамотное её использование.

Аллитерация — это повторение одинаковых согласных звуков.
Приведу пример из своего юношеского стихотворения "Осенний лист". О листе, который оторвался от груди дерева и упал прохожему под ноги:
Прохожий, горбясь, под зонтом спешит,
Но встрепенулся жёлтый лист тревожно,
Зашелестел: Я начинаю ж-жить!
Пож-жалуйста, ш-шагайте осторож-жно!
Обратите внимание, что в каждом слове двух последних строк есть шипящие - заШелестел, наЧинаю, Жить, поЖалуйста, Шагайте остороЖно.

Не правда ли, кажется, что строчки сами зашелестели, подражая шелесту осеннего листа?
Однако, Тим Скоренко считает, что "злоупотреблять аллитерацией нельзя, потому что можно перегрузить стихотворение эффектами. Аллитерация призвана подчеркнуть какое-либо действие, но никак не должна проходить красной нитью через всё стихотворение".

"Ассонанс — это повторение одинаковых гласных звуков. Предназначен ассонанс для того же, для чего и аллитерация".

«О, весна без конца и без краю... Без конца и без краю мечта…»
Вы узнали строки Александра Блока?

Он умело использует много гласных звуков и в середине слов, и в окончаниях. Всё это придаёт стихотворному полотну протяжность, свободу, мелодичность.
Другими словами , ассонанс и аллитерация - это инструменты для звукоподражания.

"Звукоподражание — это, собственно, и есть слова, звучание которых намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. То есть и ассонанс, и аллитерация должны логически подчиняться звукоподражанию".

Я часто в постах своей поэтической мастерской говорю о том, что нужно избегать обилия согласных звуков, которые напоминают густой непроходимый лес. Посмотришь, есть и красивые образы, и интересные метафоры, но согласные звуки так крепко сплетаются между собой, что уже трудно отыскать грибы или лесные цветы в таком поэтическом лесу.
Для особого эффекта в стихосложении используются ещё вот такие стилистические фигуры:

"Анафора — повтор созвучий или одинаковых слов в начале каждой строки стихотворения".

Помните песенку: "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки"?
В повторяющихся словах "из чего же"? - подчёркивается непреодолимое желание узнать: из чего же?
Обратимся к классикам:

Б. Л. Пастернак
"Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок".

( «Определение поэзии»)
Для чего нужна анафора? Очевидно, как в музыкальном произведении есть лейтмотив, так и в стихах анафора, делая упор на самом важном, придаёт строкам стихов остроту и выразительность, подчеркивая основную мысль. Анафоры могут быть и звуковые, и лексические, и синтаксические итд.
А ещё есть эпифора:

"ЭПИФОРА (от греч. epiphora — добавление, повторение) - стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций".

"Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня"!
(А. Блок)

Или вот строки с элементами риторической эпифоры у Юлии Друниной:

"Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!"

Или у Марины Цветаевой в стихотворении "Попытка ревности":

"Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам - хлопочется -
Ежится? Встается - как ?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк"?

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении.
Это также риторическая эпифора.
Наиболее распространённым и эффективным средством художественного украшения является, безусловно, метафора.

"Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются".

Другими словами - мы употребляем вместо основного понятия то, с чем у нас идёт ассоциация предмета или явления.
Метафора — это, по сути, переносное значение слова. Ею заменить можно всё, что угодно. Главное, чтобы было уместно, красиво и неожиданно.
О метафорах мы поговорим в следующий раз. Это моя любимая тема, т.к. в своём творчестве я не могу обойтись без метафор. Даже кто-то, наверное , в шутку назвал меня на стихах РУ - "богиней метафор".

До новых встреч в нашей мастерской. Присылайте нам свои стихи, чтобы вместе с нами отыскивать в них достоинства и думать над шероховатостями.
И таланты, и сноровки - всё идёт от тренировки!
Ваша Заря.

дизайнеры @konti и @orezaku
4
112.390 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые