Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
7 лет назад

[Поэзия] Казнить нельзя помиловать

Господа присяжные заседатели! На ваш суд выставляется произведение автора, с простым именем Афанасий. Как и положено на судебном заседании - у нас есть строгий, но справедливый прокурор - @blackmoon и, как и положено по закону, хитрый и дотошный адвокат - @zaria. Но в отличии от банального уголовного процесса, наш прокурор вовсе не заинтересован в росте показателя обвинительных приговоров, а адвокат не отрабатывает всеми мыслимыми и немыслимыми неправдами свой гонорар. Цель одна - показать предмет обсуждения со всех сторон - как тёмных, так и светлых. Раскрыть его потаённые смыслы, огранить и заставить сверкать безумным бриллиантом чистой истины.

Выслушаем вначале самого автора.


Афанасий:


“Простите за эти стоны

офисного планктона.


“Но!” — запрягает шеф,

запирая в сейф

стеклянного офиса,

отдавая в руки сна,

сажая на кол

работы.

В ворохе бумаг

вязнет жизни шаг.

Хлещет по щекам

дисциплина-хам,

так, что плакал

до рвоты.


Между затяжками,

хлопая подтяжками,

слёзы глотая,

сопли мотая

в кабинке украдкой

возле бака.

Любовь к свободе

в душе бродит,

судьбой вертит

страшась смерти

в жизни сладкой —

собака.


Ругаюсь матом.

Вливаюсь в стадо

фигур уставших,

в метро кишащих.

Радуюсь сказке —

пятнице,

вечерней свободе,

пьяной блевоте

и клубам в клубах,

прячущим людей глупых.

Слащавые маски

на лице.


Обилие рож,

вой, смех, дрожь.

Переходы в экстаз.

Свобода на час.

На вечер.

На выходной.

Закончилась встреча

с той

свободой

пустой.


Понедельник — день тяжёлый

начинается с рассола

и всё по новому кругу.

Привет подруга!

Жизнь — подпруга

стянула упруго.

Я раб такого круга”.



Итак, вы выслушали показания самого автора. Местами сбивчиво от волнения несчастный пытался как можно доходчивее показать удручающую картины своего безнадёжного положения. 

И всё-таки слово переходит к прокурору.


@blackmoon

“Начну с цитаты “из великих”, а именно со слов госпожи Белладонны из мультфильма про Фунтика “Позвольте…” - “Не позволю!” - “Простите…” - “Не прощу!”. Если автор заранее просит у читателя прощения за свое произведение - ничего хорошего не жди. Афанасий мало того что извиняется, так еще и объясняет, за что - за “стоны офисного планктона”. Читательский энтузиазм вянет на корню, как политая ацетоном фиалка. Сейчас нам будут рыдать в жилетку.

Дальше давайте визуализировать подробно. Герметично закрытый стеклянный офис с кодовым замком на двери. Шеф надевает на Афанасия уздечку и приподнимает его над полом так, чтобы Афанасий оказался в объятьях сна верхней частью тела, а нижней приземлился на кол. Похоже, шеф держит Афанасия за талию, а сон подхватил под мышками. У меня кровь в жилах стынет от этой композиции в духе Босха. Надо же было такое нагромоздить.

И еще я не верю, чтобы шеф кого-то мог отдавать в руки сна. Сам Афанасий сбежать в эти нежные объятья может запросто - но чтоб шеф добровольно отдавал… Всем бы такое начальство.

А потом еще и по щекам отхлестали “так, что плакал до рвоты”. Держись, дорогой. На кол, да в уздечке, да по щекам… Это действительно гестапо. 

Ну хорошо, хорошо, порыдали, пора успокаиваться. Но нет! Нет! Афанасий продолжает в стиле Малыша из мультфильма про Карлсона: “Я не плачу, я реву”. Сцена в кабинке - это буквально детский сад, штаны на лямках. Хватить хлопать подтяжками! Иди работать грузчиком, если в офисе тяжко! Сантехник, сталевар, водитель экскаватора - в мире столько профессий, достойных истинного мужчины, где тебя быстро отучат реветь.

“Страшась смерти в жизни сладкой”. Я не поняла, где тут сладкая жизнь. Покажите. И собака при чем? Животное использовано в ругательном смысле? Как-то не воспринимается вообще. Строки прошли мимо стиха.

“Ругаюсь матом”. Я сейчас тоже начну. От отчаяния. Раскисшие мужчины - это стыд и позор человечества. Давай, Афанасий, у тебя впереди еще полстихотворения, собери железную волю в кулак и стань чуть менее беспомощным. 

Если перекроить три следующие строчки со стихотворного лада на лад повседневной прозаической речи, получится, что “в метро кишит стадо фигур”. Я, конечно, понимаю, что после гестапо с колом и пощечинами трудно сохранить четкость восприятия подземной жизни в час пик - но все равно нескладно вышло. Неуклюже.

Ого! Слава небесам! Афанасий начинает радоваться сказке! Ура, он это заслужил! Строфа движется дальше, и что мы видим...трезвая блевота уже была, теперь будет пьяная. Я сама сейчас, пардон, сблюю от такого количества телесных жидкостей в одном стихотворении. Слезы и сопли тут уже лились, осталось добавить недержание мочи и обильное потоотделение с подробными описаниями пятен под мышками. Ну противно же. 

Дальше пошел триумф биполярного расстройства. Афанасий на протяжении двух строф не в состоянии определиться, хорошо ему или плохо: то “экстаз”, “сказка”, “свобода” - то “глупые люди”, “слащавые маски”, “вой”, “дрожь”... Я так и не поняла, успел он порадоваться жизни в выходной или нет. Хочется верить, что да. Опять-таки, если тебе что-то не нравится - ну поменяй что-нибудь в жизни! Не будь мазохистом и не действуй читателю на нервы! Не ходи в клуб - сходи на пробежку, в спортзал, в клуб любителей оригами, в кино, в музей… 

“Понедельник — день тяжёлый”. Спасибо, Капитан Очевидность. Истертые до дыр банальщины - именно то, что нам нужно после пыток и потока рвоты. А также рифма не просто “кругу”-”подруга”, что само по себе уже банально и утомительно (с того же круга ада, что “кровь”-”любовь”), но “кругу”-”подруга”-”круга”. Сотрудники ада уже вызвали экскаватор рыть дополнительный круг для таких рифм.

Хотя, хотя… Я не стану особо винить Афанасия за настолько атасную понедельничную строфу. Из описания выходных очевидно, что он заядлый рейвер - а я после многих лет работы музыкальным журналистом ох как хорошо знаю, насколько хреново бывает после затяжных рейвов.

Мой вердикт: дорогой, завязывай с тусовками в ночь с пятницы на понедельник. Прекращай хныкать. И иди знаешь куда? Нет, не в грузчики, я передумала. 

В армию.



Во как… Неожиданно суровый приговор. Но, согласитесь, что прокурор всё очень логично обосновала и ловко подвела под обвинение правовую базу. Да… Адвокату будет совсем непросто повлиять на мнение присяжных. Однако, посмотрим. 



@zaria:

Хотелось бы  своё мнение об этом  стихотворении,  начать словами Э. Верхарна:

«ПОЭЗИЮ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ НЕ В СОЧЕТАНИИ СЛОВ, А В АТМОСФЕРЕ, КОТОРУЮ СОЗДАЮТ ЭТИ СОЧЕТАНИЯ».

   Эти слова для меня  являются путеводными. Знакомясь с произведением, я  считываю  атмосферу, которую создал автор  сочетанием  слов, пытаясь ощутить  его настроение и  чувства. Конечно, сразу же в глаза бросается ритм стихотворения. В том случае, если  это не белый стих, не стихотворение в прозе, не верлибр, то обращаю внимание ещё и  на рифмы.

   В данном случае ритм  необычный, короткая строка -  с  разной  метрикой строк, т.е. стихотворение написано в вольном стиле, где  строки произвольно «неравностопны». Видимо,  чёткая, правильная стихотворная  размеренность  не  смогла   удовлетворить автора, и он  попытался передать какие-то конкретные особенности   существования в этом мире своего  лирического героя таким способом, уходя от  красивых,  вычурных , подчинённых  строгим правилам -  точных  размеров  и рифм.  Думаю, что автора сковала бы необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп и пр. Т.е.  форма стихотворения выбрана не случайно  и   гладкий  ритмический рисунок  нарушается в ней  - разностопностью строк умышленно - для создания крика души, тревоги, напряжения, безысходности, нежелания  окунаться в день офисного работника, заполненный  пустотой и дикой усталостью (до "тошноты" - авт.), обыденностью  серых будней. Поэтому  в самом начале герой просит прощения у читателя за свои "стоны". Я никогда не отождествляю автора с лирическим героем.  Поэтому и в дальнейшем я буду говорить о состоянии  "лирического героя" – называющего себя  «офисным планктоном». Прекрасное сравнение, как на мой взгляд. Планктон – «совокупность животных и растительных организмов, живущих в водных глубинах и пассивно переносимых силой течения». Т.е герой ощущает себя мелким организмом, который попал  в «сейф»-аквариум  "стеклянного" офиса. Возможно, некоторым покажется странным такое ощущение героя, т.к. офисная  работа у многих ассоциируется со столиком, за которым сидят  счастливые бездельники и дармоеды, гоняя  кофеи с чаями. Некоторые скажут, что  сотрудникам офиса - ни  холодно, ни  жарко, ни дождя  им , ни ветра…Просто не работа, а  мечта. Все так, на первый взгляд. Однако, если разобраться (а мне захотелось разобраться!) - оказывается, офисные работники подвергают свою жизнь серьезному риску — очень уж много опасностей таится в этих  четырех стенах. Сидение за столом длительное время  плохо влияет не только на здоровье, но и на душевное состояние. А, если ещё  в этом офисе «плохой  шеф», как у нашего лирического героя? Тогда - полный "звездец"!  Многим работникам офисов  известны такие начальники не понаслышке. Это, как правило, властолюбивые и агрессивные,  самовлюбленные и самоуверенные люди, которые берут либо силой, либо своей  харизмой. Вот почему  герой- работник, как во сне, зевая от скуки,  перекладывает на своём столике  с угла в угол ненужные осточертевшие  бумажки, степлеры, скрепки, дыроколы... Или же сидит перед монитором, отчего , возможно, у него депрессия и новые очки, т.к старые уже не помогают разглядеть, что мелькает  на экране.  Посмотрите статистику офисных заболеваний: расстройство мышечного скелета, излишний вес, диабет, рак, заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы со зрением  и т.д. Видимо, напрасно мы  считаем, что это работа без шума и пыли.  И автор убедительно  опровергает это.  Интересная метафора – «сажая на кол работы». "Посаже́ние на́ кол — вид смертной казни", мы  это знаем. Сразу создаётся ощущение, что  герой идёт на работу, как на казнь. Ещё бы…Представьте себе начальника - чудовищем, которое мнит себя пупом земли и деморализует  весь несчастный персонал. У нашего героя  совсем пропадает желание что-либо делать, начинает одолевать скука.  Возможно, это состояние  оттого, что прошло  ощущение новизны и  творческого  энтузиазма?  А эти строки «так, что плакал до рвоты» - говорят о надрыве физического, психологического, психического состояния здоровья героя.


Пребывание  его на работе  смерти подобно…Читаю и вспоминаю, как где-то советовали офисным сотрудникам для смены погоды в душе – иногда бегать по офису, а не ходить с унылым лицом,  меняться клавиатурой с коллегами, изображать из себя «крабика», поворачиваясь ко всем бочком, мысленно наставлять на начальника пистолет из пальцев, пить кофе через соломинку, рабочий день завершать пением гимна страны, а уходя щёлкать  выключателем не менее десяти раз. И всё это для того, чтобы как-то разнообразить свою  скучную офисную жизнь.

О надоевшей , верней, опостылевшей работе мы читаем авторские попарные короткие строки: «Между затяжками, хлопая подтяжками, слёзы глотая, сопли мотая в кабинке украдкой возле бака».

Ещё бы…как тут не заплакать. Вот, что я вычитала об офисных работниках, которые посвятили свою жизнь офису: "здесь и клинические депрессии, и  спёртый воздух, который по мнению учёных в сто раз грязней, чем воздух в городе с пылью и бактериями. А  у тех, кто трудится более десяти часов в день, существует повышенный риск умереть от сердечного приступа — к такому выводу пришли европейские исследователи. Они даже назвали цифру — риск, на самом деле, выше на 60%, чем у  рабочих на заводах.  Если долго смотреть в монитор, можно заработать мигрень   Слишком много света в помещении офиса - тоже плохо… Яркий монитор, настольная лампа, да еще и общее освещение — вокруг офисного работника  - этого очень много!  После превышения определенного уровня освещенности, организм "сходит с ума" и начинает  нормальный свет воспринимать, как "тьму".  Отсюда — сонливость, хроническая усталость, стресс, снижение работоспособности, повышение кровяного давления. А вечная  скука  может привести  к преждевременной смерти… Если работа тупа и невыносимо скучна, то ничего хорошего из этого для работника не выйдет — последние исследования доказывают, что постоянно скучающие люди чаще других умирают от сердечных приступов. Грязная клавиатура -  разносчик  заразы. Ученые  недавно нашли, что на типичной клавиатуре офисного "червя" содержится в пять раз больше бактерий, чем на всех поверхностях не менее типичной уборной. И не безобидных бактерий, а, подчас, весьма опасных, способных вызвать пищевые отравления и тяжелые инфекции. Причина этому — в питательной среде, которую образуют выделения кожи человека, пыль и остатки пищи. Люди в состоянии стресса, с одной стороны, соображают быстрее и работают лучше, с другой же — стресс, пусть даже кратковременный, вызывает серьезную нагрузку на нервную систему, повышает давление и вообще плохо влияет на здоровье. Это как при езде на машине все время  накручивать обороты на максимум!

Перекусывать бутербродами  — чуть менее вредно, чем не питаться вовсе. Офисные работники часто недоедают, питаются   шоколадками, булочками,  мевиной - продуктами  быстрого питания и прочими вещами разной степени съедобности. В долгосрочной перспективе подобная практика наносит серьезный вред желудку, не говоря уже о риске набрать лишний вес и заработать диабет. Чем дольше вы работаете под началом плохого менеджера, тем больше вреда причиняете собственному физическому и душевному здоровью. Это постоянные стрессы. Учёные обнаружили, что наиболее распространенные виды стресса на рабочем месте могут оказывать такой же отрицательный эффект на здоровье персонала, как и регулярное пассивное курение".

Вот откуда ноги растут... Теперь всё ясно и мне, которая никогда не работала в офисе! Моя жизнь по сравнению с жизнью героя была праздником: школа, дети, каждый день, как новый спектакль...

  Это было небольшое отступление , которое подтверждает мнение автора и его лирического героя, что именно вот так ощущает себя "офисный планктон".

Немного о технике стихосложения.  Что мне хотелось бы отметить.


Во-первых, неравносложные   рифмы, когда  рифмующиеся слова  имеют после ударения неодинаковое количество слогов. Встречается приём  гиперметрии  – лишние  слоги или нескольких слогов в строке, что не соответствует основному размеру стихотворения, но соответствует  выбранному автором – вольному стиху. Полиметрия - «многомерность», употребление в поэтическом произведении   разных стихотворных размеров, придающих ему ритмическое разнообразие.

Отдельно скажу о рифмах. Наряду с точными рифмами : работы – до рвоты, бумаг, шаг, щекам –хам, затяжками, подтяжками, экстаз-час, круга-подруга, глотая-мотая, бака-собака, рож-дрожь и т. д., автор  использует  приём ассонанса , который позволяет использовать неточные, приблизительные рифмы, авторские в том числе : шеф, сейф, офиса, сна, подпруга-упруго-круга,вечер-встреча, матом-стадо, сказке-пятнице, клубах-глупых, свободе-блевоте   и пр.,  где в рифмуемых словах совпадают только ударные гласные звуки, либо совпадают ударные слоги, а последующие безударные слоги – не совпадают.

Вольный стих в отличие от свободного стиха -  рифмованный. И меня ничуть не расстроило, что у автора много неточных рифм. Скажу честно, что это мне больше импонирует, чем точные заезженные, избитые, примелькавшиеся, часто используемые рифмы: море - горе, кровь – любовь - вновь, розы – слезы – морозы, стремление - движение, большой – седой, зелёный – варёный, мужичок – городок, святилище – хранилище и т.д. Самыми банальными считаются глагольные рифмы: бежать – играть, стучала – упала… У автора с этим дело обстоит куда лучше. Рифмы  просто чудесные:

«Любовь к свободе

в душе бродит,

судьбой вертит

страшась смерти

в жизни сладкой —

собака.»

свободе – бродит (сущ.-глагол) – неоднородная; вертит – смерти – (гл.-сущ.) – неоднородная;. сладкой- собака (ассонанс) – прилаг.- сущ. – неоднородная.  Напомню, что однородные рифмы считаются  бедными рифмами – когда рифмуются одни и те же части речи.

Любуясь  рифмами, не вникая глубоко в смысловую сущность, ощущаю всю нелепость жизни лирического героя…Да и какой смысл может быть в бесполезном труде офисного работника. Мы об этом уже  говорили выше. Да и после работы герою  не сильно везёт с отдыхом. Если перефразировать формулу счастья: "Утром хочется на работу, а вечером - домой", то у  героя нашего  немного не так : "Утром не хочется на работу, а вечером - домой"... Поэтому и финал вполне понятный:

" Жизнь — подпруга

стянула упруго.

Я раб такого круга".


Вывод: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.  Я бы поставила запятую после слова НЕЛЬЗЯ. 

А вы?” 


Слёзы... Слёзы сопереживания и жалости к тяжёлой, непроглядной жизни несчастного представителя “офисного планктона” вызвала речь защиты. Я вижу, как неслышно плачут в зале пожилые женщины и рыдают в полный голос молодые домохозяйки. 

Господа присяжные заседатели, вам решать - прекратить ли это солёное наводнение или утопить всех нас в тоске и отчаянье.

@filinpaul







дизайнер @konti

 договор с авторами (переходим по ссылке)

 Концепция сообщества vox.mens (переходим по ссылке)

 наши инвесторы (переходим по ссылке)

 договор с инвесторами (переходим по ссылке)

Общий чат сообщества: https://t.me/vox_mens

0
87.180 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (27)
Сортировать по:
Сначала старые