[Поэзия] "ПЛОХИЕ РИФМЫ. (Бедные, заезженные, однородные)"
Здравствуйте, с вами - Ольга Заря. Сегодня мы поговорим о рифмах. Может ли быть хорошим стихотворение без хорошей рифмы? Вы скажете, наверное, да... Например: верлибр (свободный стих, проза в столбик) , стихотворение в прозе (без рифмы и размера) или ещё белый стих (без рифм, но с соблюдением размера). Но о них мы поговорим обязательно чуть позже.
А сегодня наше занятие посвящено рифмованным стихам, которые безусловно, украшает рифма. В нашем сообществе - в основном поэты и любители поэзии, поэтому подробно останавливаться на формулировке, что такое рифмы и с чем их едят - не буду. Лучше мы на практике попытаемся сами в этом разобраться. Незримым “консультантом” для нас будет Тим Скоренко. Я решила не пересказывать своими словами одного из классиков стихосложения, привожу его дословные высказывания, дабы не мудрствовать лукаво. Здесь его сайт http://www.timskorenko.ru/uchebnik1.html.
Хочу сообщить, что уже начали поступать заявки в нашу “ Поэтическую мастерскую”. Это хорошо, я смогу некоторые строчки наших “авторов-добровольцев” использовать в ходе занятий, как положительный пример в стихотворчестве или как “наглядное пособие” - чего нам нужно избегать в дальнейшем. Дабы не огорчить самого автора, фамилий и ников я не называю, но у автора есть всегда возможность снять завесу тайны в комментариях.
Перед тем, как мы с вами будем работать с поступившим в мастерскую стихотворением, я “занырну” на сайт Тима Скоренко. Что же такое плохие рифмы? Этот вопрос мучает каждого начинающего поэта.
“ Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются в работах современных поэтов очень часто. При этом на различных фестивалях уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения порой доходит до абсурда, а между тем, рифмы там примитивны до крайности."
Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий.
Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде — уже», «тебя — меня» — это не просто плохие, неверные рифмы, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка — таракан»), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде — уже» и «тебя — меня», можно отметить ещё «балконе — голубое», «дорога — книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.
Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий — тысячелетий». Также часто бывает «ботинки — полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь — жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, «пришёл — подошёл» или «зарубил — порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.
К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки — полуботинки», а также «люби — возлюби», «нас — вас».
Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (или редиф). Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, — не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть. (Я. Козловский)
При этом напасть-1 и напасть-2 тут — вовсе разные части речи.
Бедные рифмы — недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда — волна, вино — легко, пою — люблю, заря — звеня, доля — море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда! (В. Чуевский)
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда — бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать — стонать — читать — знать — играть — писать — держать; рифмы из прилагательных на «ой»: большой — простой — сухой — немой — степной — озорной; рифмы из существительных на «ание»: гадание — желание — знание — венчание — сверкание — сияние — щебетание. Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Однородные рифмы — разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал — забодал» или «проскочил — обличил». Или инфинитивы: «хотеть — свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам «прилагательное — прилагательное» (к примеру, «смешной — смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.
Графические рифмы — рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого — немного (ово — ого), утес — лес (ёс — ес), срочно — нарочно (очно — ошно), вечно — конечно (ечно — ешно), смелый — веселый (елый — ёлый).
Банальные (заезженные) рифмы. Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: вновь — любовь — кровь (канонический пример). Ночь — дочь — прочь. Тебя — любя. Трудный — чудный. Радость — младость. Вечер — встреча — свечи. Слёзы — морозы — грёзы — розы. Борьба — судьба. Век — человек. Чувство — искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы”.
А теперь, используя полученные знания, посмотрим на стихотворение-блиц (написано за 15 минут) специально для нашего занятия одним из Авторов.. Тема возникла случайно у нас в рецензиях. Автор спросил, о чём написать? А я ответила о том, что пока есть светлые души - будет свет на планете. И тут же получила этот блиц для нашего занятия.
Нас такими создал бог,
Подарил нам все, что мог,
Дал нам руки, чтоб работать,
Дал нам ноги, чтобы топать!
Топать, двигаться, бежать,
Все кругом поизучать!
Подарил нам череп, мозг,
Чтоб питаться каждый мог!
Дал энергию питанья,
И вложил нам эти знанья,
Заработал организм,
Сердце, печень, почки с ним!
Дал нам душу, без нее нельзя,
Без души-нет жизни на планете Земля!
Светлая душа- она, как чистый родник,
Свет от нее дает жизнь другим!
Будем жить мы вечно,
Вечно, безупречно,
Если будет только свет,
Ведь без света жизни нет!
Свет есть, если есть светлые души,
Они тьму сразу разрушат,
И пока в мире будет душа светиться,
Конца света никогда не случиться !!!
Автор использует Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге ! - ! - ! - ! (Это просто к слову) Но нас интересуют рифмы, которыми нас автор хотел порадовать или огорчить.
Бог-смог (рифма неоднородная - разные части речи - сущ. - глагол) - хорошая.
Работать - топать (глагол - глагол) - нежелательная, бедная на “ать”
Бежать - поизучать (глагол-глагол) - неудачное слово “поизучать”, бедная рифма на “ать”
Мозг - мог (сущ.- глагол) - неточная рифма
Питанья- знанья ( сущ.-сущ.) - однородная рифма
Организм - с ним (сущ. - местим) - неточная рифма или почти отсутствует
Нельзя - земля - (предикативное наречие - сущ) - неточная рифма
Родник - другим - (сущ. - местоим) - неточная рифма или даже отсутствие рифмы
Вечно - безупречно - (нареч. - нареч.) - точная рифма, однородная
Свет - нет - (сущ. - глаг. форма в данном случае, а не частица) - хорошая
Души - разрушат - (сущ. -глаг.) - хорошая рифма
Светиться - случиться - (глаг. - глаг.) - однородная.
Итак, в данном образце мы имеем три хорошие рифмы. К таким рифмам Автору в дальнейшем нужно стремиться. Смысловую сущность я не рассматриваю,т.к. я попросила Автора для данного занятия мастерской составить стишок, чтобы мы наглядно смогли познакомиться с тем, какие рифмы используют наши начинающие самодеятельные поэты. Да, лично для Автора напишу о том, что ритм стихотворения меняется - чем дальше - тем больше. В четвёртом и шестом катрене - это уже видно невооружённым глазом.
Конечно, в стихах самодеятельных авторов и бывалых графоманов много плохих и слабых рифм. Все и не рассмотришь. Лучше мы на следующем занятии рассмотрим красивые рифмы. Каждый из нас учится на своих ошибках, но пытается карабкаться вверх - на Олимп новых, незаезженных, неодиозных авторских рифм. Об этом - чуть позже...
И лично для Автора в подарок - я упражняюсь с её строками, пытаясь изменить рифмы. Это как на уроке математики - учитель у доски доказывает теорему. В данном случае поэтическая теорема не в создании шедевра, а практическое применение полученных знаний о рифмах для начинающих стихотворцев. Смысловую сущность, тематику пыталась не трогать.
Не заморачиваясь, навскидку экспромтом пытаюсь раскрыть эту тему, используя хорошие рифмы автора и избавляясь от плохих. Да, о том, что череп, мозг, чтоб питаться мог - тоже не включаю в стихи, т.к вспомнила анекдот: _ - - - -Зачем тебе голова?
-Я в неё кушаю))
Мой экспромт в тему авторскому:
Человека создал Бог,
Чтоб он стать счастливым смог,
Силу дал и крепость тел,
Всех любовью обогрел.
Руки, ноги - для работ,
Нас всегда работа ждёт.
Мозг пытливый - для наук,
Чтоб познали мир вокруг.
Дал бесстрастия урок,
Сердце доброе зажёг.
Поглядел - чего-то нет,
Что же даст тепло и свет?
Напоследок Бог решил:
Тьму разрушит - свет души!
Удачные две строки у Автора - они бы стали заключительными, если бы в них был тот же размер:
Если души готовы светиться,
Конец света у нас не случится !!! (Правда, здесь читается не конЕц, а кОнец...если соблюдать ритмику (музыку) строк.
А сейчас… Внимание! Конкурс!
Подберите рифмы к следующим словам:
Моя -
Зря -
Знал-
Тетрадь -
Полна -
Количество неограниченное, качество - по вашим возможностям.
Конкурс начинается прямо сейчас - в комментариях. Итоги - завтра утром в 11-00.
Победитель получает от редакции @vox.mens - 30 золотых!
Вперёд, стихотворцы!
На этом мы завершаем наше очередное занятие в школе “Поэтического мастерства”.
Приходите со своими заявками, со своими стихами, мы их с радостью рассмотрим в порядке очереди.
Ваша Заря!
дизайнер @konti
договор с авторами
(переходим по ссылке)
Концепция сообщества vox.mens
(переходим по ссылке)
наши инвесторы
(переходим по ссылке)
договор с инвесторами
(переходим по ссылке)
Общий чат сообщества: https://t.me/vox_mens