📷 Сложный и многогранный мир женщины в искусстве
Недавно в краевом художественном музее Краснодара открылась выставка работ, посвящённых женщинам. Мне захотелось её посетить и рассказать вам о самых интересных экспонатах, увиденных в музее, а начать повествование решила со слов Константина Бальмонта о женщине:
Женщина — с нами, когда мы рождаемся,
Женщина — с нами в последний наш час.
Женщина — знамя, когда мы сражаемся,
Женщина — радость раскрывшихся глаз.
На выставке можно было увидеть самые разные работы выдающихся художников: Константина Маковского, Веры Граве, Федота Сычкова, Константина Коровина, Эрнста Липгарта, Кристины Робертсон, Луизы Ревои, Григория Светлицкого и других мастеров живописи.
Константин Маковский всегда любил рисовать женские портреты. Мне понравилась его картина «У туалета». Вот только подойти поближе не смогла, подготовка концерта, посвящённого женщинам видна и по фото.
Впечатлила и картина Эрнста Липгарта, которая называется «Отправление на суд Париса». Полотно написано в 1886 году. Довольно интересная и яркая картина, но её нужно рассматривать не спеша, детально.
Занимательный и сам сюжет картины: древнегреческая мифология повествует о некоем пасторальном конкурсе красоты, на котором пастух Парис будет выносить свой вердикт 3 прекрасным богиням, туда и отправляются эти милые создания, узнать кто же из них краше и мудрее.
Извечная женская тема выяснить — есть ли красивее меня кто-либо ещё :) Этому сюжету уделяли внимание большинство талантливых живописцев: Михаил Врубель, Уильям Блейк, Флорис Франс (его чудесную работу видела в Эрмитаже).
На выставке было не только много картин, но и предметов интерьера, скульптур, посуды и самых различных дамских аксессуаров. Все экспонаты, так или иначе, были связаны с женщиной.
А этот портрет нежной девушки принадлежит кисти Евгения Гольдина, называется картина «Девушка в наряде». Мне понравилось её спокойное умиротворённое лицо, не омрачённое печалями и невзгодами.
В мировой истории, как известно, женщины являлись не только украшением общества, но и правили, вели политические игры, вносили вклад в научную и духовную жизнь, были поддержкой и опорой царствующих мужей, словом, порой именно женщины меняли историю.
Здесь вы видите элегантную даму в красивом красном платье, эта картина относится к началу XVIII века, работа итальянских мастеров, надеюсь, саму даму все уже узнали.
Мандалину, описывать не стоит, уж очень она запоминающаяся. Инструмент датируется началом XX века.
Художница Вера Граве часто любила рисовать дам с мандалинами. Вот и этот акварельный портрет на бумаге и картоне выполнен в свойственной ей авторской манере.
Рассказывают, что сама Вера Фёдоровна ещё в 1882 году принимала активное участие в работе первого дамского художественного кружка, почётными членами которого были великие княгини: Елизавета Фёдоровна, Ксения Александровна, Мария Павловна, и принцесса Ольденбургская.
Понравились и творческие работы Кристины Робертсон. Ей отлично удаётся передать чувственные характерные черты женщин, которых она рисует. Здесь вы видите изображение княгини Юсуповой, картина так и называется «Портрет княгини Юсуповой».
А справа, картина Луизы Ревои «Портрет Екатерины II», датирующейся 1837 годом. Подойти ближе было сложно, но и так хорошо заметны черты этой великой женщины. Такие оригинальные произведения искусства являются украшением любого музея. Русские императрицы, принимавшие активное участие в жизни своей эпохи, представлены портретами не только Екатерины II, но и других великих княгинь.
Очаровала и изысканная шкатулочка начала XIX века. Каждая, вставленная в неё миниатюрная картина — настоящее произведение искусства. А какие резные ножки с витиеватыми узорами. Да, и фигурная композиция из фарфора довольно оригинальна, стояла себе в каком-то богатом особняке и наблюдала за всем происходящим :)
Встретила и изумительные позолоченные фарфоровые вазы, которые были сделаны ещё в 1757 году французскими мастерами из Севра. Севрская позолоченная бронза очень ценилась в те времена. Посмотрите какая тонкая работа. На каждой из этих ваз изображены яркие картины художников эпохи Возрождения.
Обратите внимание и на особенные формы этих ваз, у каждой имеются и золочёные бронзовые стилизованные ручки. Изображённые на вазах персонажи, наслаждаются идиллическими пейзажами, кое-кто плещется в фонтанах, тонкая ювелирная работа.
В музее представлена и обширная коллекция различных предметов быта, одежды и рукоделия от Аллы Сухомлиновой, которая помогла нам немного понять как жили дамы в те далёкие времена, чем занимались и увлекались.
Посмотрите на расписные старинные напёрстки. Я даже не представляла, что они могут быть такими необычными и художественными.
А это пуговицы, которые использовались в гардеробе светских красавиц и простых людей. Некоторые из них уж очень интересные и оригинальные. К чему можно было пришить столь большие пуговки, и не знаю, но рассматривать было интересно.
Да, и такую серебряную туфельку с удовольствием бы приобрела для коллекции. Это предметы для вышивания: игольница, в виде дамской туфельки, и напёрстки, но уже из других материалов и самых причудливых форм (утюга, слонят, уточек).
Это чудесный секретер. Думаю, что каждая женщина хотела бы писать на таком изысканном резном столике любовные послания своему суженому. Красота. Очень нравится старинная мебель и предметы искусства прошлых веков.
Привлекла моё внимание и картина самобытнейшего художника Федота Сычкова под названием «Утренний кофе». Работы этого живописца в наше время мало кто знает, а вот ещё в 1910 году его картины имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне.
Прогуливаясь по залам музея, и слушая приятную музыку, обратила внимание и на эту картину с изображением девушки с фруктами. Они выглядели как настоящие, даже захотелось попробовать.
Картина так и называется «Девушка с фруктами». Вообще, многие произведения этого художника вдохновляют. В них столько жизни, красок и света. Они полны радости, цветастых нарядов краснощёких девушек, их широких улыбок и обилия солнечного света.
Эта работа чуть другая, она более нежная, утончённая, а черты лица девушки говорят о спокойствии, счастье и любви.
Во время экскурсий нам декламировали стихи, пели песни, рассказывали удивительные истории о прошлом некоторых светских красавиц XIX столетия. Гости выставки очень заинтересовано относились к каждому из представленных экспонатов.
Мне понравились и просторные залы с высокими потолками и красивыми арками. Не было вычурности и аляповатости, всё продумано до мелочей, яркое современное точечное освещение.
Ну а эта уютная композиция представлена в виде оригинального кресла с гобеленом ручной работы и инкрустированного резного столика конца XVIII века (дерево, бронза). Вазочка датируется 1783 годом. Франция (Севр).
Были здесь и картины известного художника Константина Коровина. Мне понравилось вот это полотно под названием «На террасе», картина написана в 1911 году, в те времена художнику часто позировали дочери Фёдора Шаляпина. Коровин дружил с великим певцом, они часто проводили вместе много времени. Женские портреты так называемые ноктюрны, удавались живописцу особенно хорошо.
Художник писал свои полотна быстро и легко, он мог «заглянуть в душу» и передать всё эмоциональное состояние человека. Его портреты получались сочными и были полны жизни.
Константин Алексеевич создавал не только картины, но и костюмы и множество декораций к различным операм и балетам, часто писал портреты артистов, известных деятелей культуры и искусства.
На витрине ниже представлены старинные перчатки, которыми пользовались женщины в те времена. Рядом находится кофр со специальным инструментом для растягивания перчаток. Не так-то просто было натянуть такие длинные элегантные аксессуары, не повредив ткань и тонкие кружева.
Обратите внимание и на всевозможные узоры на красивых воротничках, салфетках, манжетах, ни один из них не повторяется. А ведь были времена, когда за такими кружевами дамы ездили в Париж, совершая 7–8-дневные переезды на лошадях, чтобы где-то на балу похвастаться своими новыми изысканными приобретениями. Все эти изделия любезно переданы музею из частной коллекции Галины Шелесной.
Заинтересовалась я и изящным изделием, которое принадлежит Копенгагенской королевской мануфактуре, существующей с 1775 года. В те годы многие мастера искали секрет изготовления фарфора, а в Дании этого добился только аптекарь Франц Хенрих Мюллер, который вложил в новое предприятие всю свою душу.
Эти два обелиска принадлежат к концу XVIII века, выполнены из глазури и накладного искусного декора. Посмотрите на детали. Да, и эти милые маленькие молочные ангелочки — чрезвычайно кропотливая и тонкая филигранная работа. Также представлен чернильный прибор со скульптурной группой, изготовленный на заводе А. Попова в первой половине XIX века.
Женские образы волновали многих поэтов и художников, скульпторов и режиссёров, а говорить о них можно часами, но не хочется вас утомлять столь длинным описанием. Скажу лишь одно — эта тема всегда будет волновать весь творческий мир!