Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-liganovi4kov
5 лет назад
epic90s

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ. → Конкурс “Эпические 90-е”. Чемпион виден с детства (Из интервью с Еленой Чайковской) 


Автор: @aasmanov (А.Асманов)


Конкурс “Эпические 90-е”. Чемпион виден с детства

(Из интервью с Еленой Чайковской)

(фрагмент рассказа для конкурса 90-е в лицах)



У Вас на катке буквально столпотворение малышей. Катаются, прыгают, хохочут. Сам собой напрашивается вопрос: как же среди этой пестрой и веселой компании отличить будущего чемпиона? Чем таким руководствуется тренер, выбирая из группы кого–то одного и постепенно шлифуя его мастерство вплоть до олимпийских медалей?

Елена Анатольевна отвечает:

– Прежде всего, в школе должна быть атмосфера радости. Когда дети бегут на занятия с удовольствием, улыбаются, здороваются – это норма. Если приходить на тренировку, как на заклание или на распятие, ничего не получится. Понятно, что у кого–то что–то не получается, что кто–то катается лучше, а кто–то хуже, но главное, чтобы сохранялась заинтересованность. Она – начало начал. Если у ребенка возникает трудность, надо суметь его успокоить, объяснить, что это временный этап, который пройдет, который мы с ним "проедем" вместе. Ну а с будущими чемпионами работа другая. Я и своим всем всегда говорю о том, что чемпионы скроены иначе, что они "из другого теста". Во–первых, их видно с детства. Чемпиона ты увидишь.


Как?


– Увидишь. Дело даже не только в тренерском чутье. Он "лезет". Он вырывается. В чем–то он обязательно должен быть впереди. Он не может оставаться в тени – ему необходимо быть "видимым", заметным. Натура такая. И тренер осознает: здесь заявка высокая, здесь можно работать с прицелом на самые серьезные достижения.
Иначе выглядит работа в более поздние периоды, когда высокие результаты уже достигаются. Тут включаются новые психологические задачи, главная из которых – поддержать спортсмена, когда у него наступает какой–то спад, в чем–то он или она "слетает". Для того, кто уже привык побеждать, это "травмоопасно", и дело тренера объяснить, как относиться к такому моменту. Дать прочувствовать, что ничего фатального не происходит, что это – один из этапов подготовки.

Еще один нюанс: чемпионы ведь очень хитрые. Именно так: они, как никто другой, порой даже лучше тренера, знают и свои сильные, и свои слабые стороны. В один прекрасный день, добившись высоких результатов, они зачастую начинают делать ставку именно на свои сильные составляющие, а слабые пытаются спрятать, закамуфлировать тем, что получается безоговорочно лучше. И вот тут важно это заметить и не дать расслабляться. Заставить работать с тем, что "не очень", подтягивать слабости до уровня сильных сторон спортсмена.

Ну и потом, тренерская работа на чемпионском уровне очень многопланова. Вспомним, например, великого нашего тренера Станислава Алексеевича Жука – он, как никто, обладал качеством, необходимым в работе со спортсменами высоких достижений, да и в работе со спортом на международном уровне он умел комбинировать и находить те направления подготовки, которые были актуальны – в том числе, и с точки зрения мирового фигурного катания. Это ведь необходимо в таком спорте, который включает в себя, как неразрывную часть, искусство, который направлен, в том числе, и на эстетическое восприятие. И если тренер не способен улавливать направления изменений стилей в мире, то его спортсмены имеют не слишком много шансов на победу – даже если их техника совершенна. Здесь справедлива аналогия с театром: даже прекрасные актеры не могут спасти слабую постановку. И, естественно, провал на таком уровне снижает их стремление к победам, разочаровывает. А этого серьезный тренер допускать не имеет права. Хотя сейчас, к сожалению, мало тех, кто этим качеством обладает.

В наши страшные 90–е годы мы потеряли вообще весь спорт – не только фигурное катание. А ведь оно отличается от других видов. Фигурное катание – долгий вид спорта. От момента, когда ты берешь ребенка в 4 года и до того дня, когда он становится чемпионом, лет 12 его надо вести. При этом вид затратный: лед дорогой, зал для хореографии – тоже дорого, костюмы – дорого. А когда разрушается система, поддерживающая спорт, заниматься им становится практически невозможно. Судите сами: в Советском Союзе и в первые годы России у нас была огромная "запасная скамейка". И если, не приведи, Господи, кто–то ломался, нам всегда было кем его заменить. А дальше все стало совсем плохо: на периферии вообще все позакрывалось, так как некому было платить за лед, да и в Москве исчезли все школы. Тренеры практически все уехали, я осталась в России почти совсем одна. В Петербурге еще был Алексей Мишин, но и он периодически уезжал. Сегодня я выезжаю за рубеж, и где–нибудь в Америке меня на катках встречают сплошь мои ученики: уехали, да там и остались. Совсем недавно начался обратный процесс, и кое–кто возвращается. Это опять же связано с изменившимися условиями: в Москве открылось огромное количество школ – именно школ, где бесплатно предлагают детям, начиная с 6 лет получать и общее образование, ну и проходить все ступени тренировок. Но напомню: мы – "долгий вид".


Ну а как обстоят дела в фигурном катании в целом по России?

– По России пока еще плохо. Мало школ. Раньше, когда я была главным тренером "Динамо", я объезжала все города, где это "Динамо" было – то есть, практически всю Россию. И отбирала лучших. А сегодня некуда ехать. Есть, конечно, города, где дела обстоят получше: в Перми этому много внимания уделяют, в Санкт–Петербурге всегда было и остается хорошее фигурное катание, но там они умеют сохранять традиции, и делают именно то, что надо – "ведут" своих подопечных с детства. Был и там перерыв, но, к счастью, ненадолго. И сейчас Питер расширился, у них много детей занимается. Еще можно Омск назвать из положительных примеров, Екатеринбург, Хабаровск, Белгород. Катки сейчас строятся – и слава Богу, правда, в основном благодаря участию богатых людей, которые этому процессу помогают. Так что, хотя рост есть, он все же пока "точечный".

Раньше коньки относились к одному из так называемых "дворовых" видов спорта: у каждого дома была либо залита "коробочка", либо вообще на асфальте лед заливали – и катались. В частности, Владимир Котин, четырехкратный серебряный призер чемпионатов Европы, начинал именно так – во дворе. Потом был период, когда во дворах появились пластиковые "снаряды" для младшего возраста, к спорту никакого отношения не имеющие. И опять стал падать интерес у детей к конькам. Теперь вот, в преддверии зимней российской Олимпиады, государство вновь повернулось к зимним видам лицом, да и наши усилия по пропаганде коньков по телевидению тоже начали приносить свои плоды. Но для того, чтобы перемены принесли заметные и ощутимые результаты, придется подождать. Во всяком случае, по нашей школе судя, энтузиазм к конькам вновь растет. Нам уже и некуда детей записывать: каток не резиновый. Я все последнее время провожу за тем, чтобы составить оптимальный график использования льда, и еще одну дополнительную группу в него втиснуть – и это нелегко.


Когда Вы говорите о том, что спортсмена надо "вести", ограничивается ли это именно тренировками, либо Вы ими и более глубоко занимаетесь?

– Ну что Вы, конечно, не только лед. Когда они постарше становятся, я их и в театр вожу, и в кино, и музыкально образовываю. В нашей школе скоро реализуется еще одна давняя моя мечта: у нас будет серьезный преподаватель по теории музыки. Это важно – теперь ведь еще одна традиция российских семей практически исчезла: раньше почти в каждой семье ребенка считали своим долгом учить музыке, игре на форепьяно, например. А сейчас не учат. Порой родителей можно понять – им некогда, – но именно такая культура у нас исчезла совершенно.

Как еще? Ну, например, обратите внимание: наши дети, встречая даже незнакомых старших в школе, останавливаются и здороваются. Мы еще и воспитываем, конечно. Фигурное катание – спорт другой, более высокой культуры, другого обхождения, а эстетика внешняя недостижима без эстетики внутренней. Когда ставишь программу, рассказываешь о музыке, об образе – и дети маленькие, вроде бы, пока еще не очень–то все это должны понимать. Но они–то как раз понимают, схватывают на лету, не надо им ничего даже дополнительно разжевывать. Больше того, они и сами способно добавить, дополнить что–то к словам тренера. А уж будущие чемпионы – тем более. С ними всегда так: к твоим идеям и постановкам они обязательно добавят много своего. И это надо приветствовать и подхватывать. С самого раннего детства. Тренер ни в коем случае не должен становиться Карабасом–Барабасом, дергающим своих марионеток за ниточки. Иначе у талантливого ребенка можно приглушить, погасить инициативу, и потом она уже никогда не восстановится. Мы, тренеры, наоборот всегда внимательны: прыгнет такое юное дарование – хоп–хоп! – "Что ты сделал сейчас? Повторить можешь?" – "Нет, забыл!" Ну а наше дело: заметить, вспомнить, применить.


И как долго Вы "замечаете и применяете?"

– Общий тренерский стаж у меня уже 53 года. Начала в 19 лет, да так и продолжаю без перерывов. Причем все мои подопечные так или иначе становятся членами моей семьи. Пока ты работаешь с ними, ты в них влюблен. У кого–то что–то получается, у кого–то нет, но все они – родные. Особое отношение, конечно, к тем, кто буквально переполнен талантом: из моих – это Людмила Пахомова, Владимир Котин – от него весь мир стонал, по 5–6 раз вызывая "на бис", ну и Маша Бутырская. Я просто горжусь тем, что мы с ней стали первыми чемпионками мира, да еще и в ситуации, когда обыграли сильнейшую Мишель Кван – американку, которая давно уже не оставляла никому никаких шансов. "Прокат" Марии стал эталонным, да и программа была удачной – это я уже себя хвалю, – однако Бутырская откаталась божественно. Нечасто такое случается в спорте вообще и в фигурном катании, в частности, чтобы новая чемпионка "задала тон", наметила направление, в котором вообще будет развиваться одиночное женское катание в будущем – но случилось именно это.


Елена Анатольевна, когда–то Советский Союз был стопроцентным "законодателем мод" в фигурном катании. Потом наступили сложные времена, и наши позиции оказались утраченными. Однако, по Вашему мнению, не оскудела ли страна талантами?

– Ни в малейшей степени! Я всегда говорю, что такой талантливой страны нет больше нигде в мире. Нам мешает именно возникшее в связи с новыми веяниями расслоение населения: у многих из тех, кто на самом деле может в перспективе стать чемпионом, просто не хватает денег, чтобы потянуть затраты на тренировки и соревнования. Вернее, не у детей, конечно, а у их родителей. Я именно потому и счастлива сейчас, что появились, наконец, бесплатные школы: мы даем возможность проявить себя тем, кто без этого, увы, в фигурное катание бы прийти не смог.

Понимаете, в Америке, например, тренеру платят по 150 долларов в час. Но нам пока такая система не нужна: нет у большинства наших людей возможности платить такую сумму за час работы тренера со своим ребенком. Потому и радует возвращение бесплатных тренировок. Часто приходится слышать мнение о том, что спорт должен быть коммерческим и приносить деньги – наверное, тут есть доля истины. Но не в отношении детей. Этот вопрос надо закрыть раз и навсегда: детский спорт не может и не должен приносить кому–то прибылей.

Спорт – и фигурное катание в частности – многоплановая система. Есть в нем и "шоу" – составляющая, базирующаяся на спортивной основе, и там, конечно, могут присутствовать заработки. Аналогично, когда мы говорим о тренировках для тех, кто занимается фигурным катанием для развлечения и для здоровья – ничего плохого в том, чтобы взимать с этих людей какую–то плату, нет. Но – не с детей.

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Как Вы относитесь к поветрию, которое сейчас захлестывает спорт и, в особенности, игровые виды – "соревнования за плату", "работа за деньги"?

– В фигурном катании этого практически нет. Система, напоминающая концерн по продажам спортсменов между различными игровыми клубами, мне не очень понятна: там какая–то своя "химия". У нас спортсмены высоких достижений, участвуя, например, в международных шоу, вполне свои заработки заслужили: они на спортивных площадках мира для своей страны уже все сделали. Хотя именно сегодня интерес к фигурному катанию в США, например, где организовывались эти самые шоу, в значительной степени упал. Еще лет 10 назад фигуристы ездили по международным турне и могли неплохо зарабатывать, ну а сейчас уже нет. Фигурное катание по–прежнему хорошо принимают в различных странах, но если говорить о Европе и Америке, то сегодня это всегда – две трети зала.

Интерес к фигурному катанию ощутимо сместился на Восток, в частности и в особенности – в Японию. Там появились свои чемпионы – и девочки, и мальчики – и страна фигурным катанием "заболела". Работает то самое чувство национальной гордости, над которым у нас так часто подсмеиваются, глядя, как американцы прикладывают руку к сердцу, слушая гимн. У японцев это тоже развито, и вот у них–то сейчас залы полные. В Европе публика в основном реагирует на специфически высокий уровень спортсменов: если это есть, то и зрители придут, и телевидение отреагирует. Но в целом европейцы сейчас тоже к фигурному катанию спокойны.
Однако, все циклично, и такое уже не раз бывало. Думаю, через некоторое время интерес вновь вернется. Что–то, наверное, дадут и новые технологии: коньки, например, сейчас стали намного легче, да и в отношении ботинка идет работа, придумываются новые варианты. Во всяком случае, прыжки в 4 оборота сегодня уже перестали быть чем–то исключительным, их многие выполняют.


Можно ли сказать, что техника фигурного катания сейчас сильно изменилась по отношению к прошлому?

– Конечно! Сейчас все катание – даже и женское одиночное – очень усложнилось по элементам, правда иногда за счет артистизма. Да и музыкальная сторона тоже отходит на второй план. Если в знаменитых, классических номерах, принесших славу российскому фигурному катанию – в той же "Калинке" в исполнении Ирины Родниной и Александра Зайцева или в "Кумпарсите" Людмилы Пахомой и Александра Горшкова основой был художественный образ, то сегодня с этим уже не пройти на пьедестал. Приоритет жюри отдается технической сложности элементов: поддержка в сложных положениях, спуск – без этого никак. И уже не остается времени на то самое "ах!", которое раньше было едва ли не главной целью выступления.


Елена Анатольевна, есть виды спорта, которые своим происхождением обязаны войне, тяжелому труду, подготовке человека к высоким физическим нагрузкам: они изначально казались всему человечеству видами "полезными". А вот фигурное катание – что оно дает тому, кто им занимается?

– Ну, прежде всего, наш спорт относится к разряду сложно–технических. Нагрузка при выступлении фигуристов такая же, как, например, при беге на 800 метров. Каждую программу еще нужно "доехать" – мы именно на "доезд" своих спорсменов тренируем в первую очередь. Если зритель не увидел того, как тяжело далась фигуристу его программа, то это замечательный спортсмен, и тренер у него замечательный. Хотя профессионал все равно замечает, как к концу двухминутки меняется исполнение элементов, падают силы. Мы стараемся так строить программу, чтобы через полторы минуты дать спортсменам маленькую передышку, позволить восстановиться, однако полного восстановления все равно не бывает. И эти самые "800 метров" им приходится бежать, как 100 – и остановиться нельзя. И образ надо сохранять тоже до самого конца.


Москва 1999 год.


Анонс


Автор: @aasmanov
Редакция и публикация: @lubuschka
01.09.2019


Уважаемые блогеры! Если вы хотите опубликовать на страницах нашего сообщества свои художественные или публицистические произведения, пожалуйста, познакомьтесь с правилами подачи текстов, опубликованными здесь.

Если вы сами не пишете посты, но читаете, и вам попались интересные блоги новичков — подскажите, пожалуйста, новичку, что он может публиковаться в нашем сообществе.




Торговая платформа Pokupo.ru





<a href="https://golos.io/created/voprosibezgrani


Рубрика для тех, кто умеет отпустить свою фантазию на волю и творить прекрасные вещи – тексты, рисунки, поделки, все, что угодно! Главное – творческий полет!**


Голосуйте за вашего делегата,
вдохновителя авторов
и мУчителя новичков
@ladyzarulem здесь

epic90sepic90конкурсгерои90хжизньvp-liganovi4kovvox-populichaos-legionladyzarulem
15
1155.263 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые