Империя Маурьев. Ашока. Часть 3. Рубрика: ИСТОРИЯ
Сегодня мы продолжаем повествование об одном из величайших правителей Индии – Ашоке. Первую часть рассказа вы можете найти здесь, вторую – здесь.
Как уже упоминалось ранее, Ашока сделал буддизм государственной религией около 260 года до новой эры, после войны с Калингой. Вероятно, он был первым императором в истории Индии, который пытался создать буддийское государство, сделав десять заповедей, описанных самим Господом Буддой, долгом идеального правителя – раджа-дхармой.
Основываясь на этих 10 принципах, которые проповедовал Господь Будда, Ашока пропагандировал практику дхармы, ставшую основой его филантропической и толерантной администрации. Дхарма не была ни новой религией, ни новой политической философией. Это был образ жизни, очерченный в кодексе поведения и наборе принципов, с помощью которых он побуждал своих подданных вести мирную и процветающую жизнь. Ашока предпринял распространение этой философии путём публикации 14 указов (эдиктов), которые он распространил по всей своей империи.
Эдикт на скале, штат Мадхья-Прадеш
В процессе распространения буддизма Ашока не жалел сил, но возможности его были не безграничны. Только одна традиция, определявшая социальную жизнь в Индии испокон веков, не была реформирована – кастовая система, которая неофициально существует в Индии и в настоящее время.
Принадлежность к определенной касте известна ещё до рождения и предопределяет всю жизнь человека, не давая ни малейшего шанса на изменение. Но в то же время каждому человеку давались права на свободу, терпимость и равенство.
Ашока всё более проникался идеями Будды. Он отправился в паломническое странствие по следам Будды Просветленного, продлившееся около года. Первой целью Ашоки было посещение Сарнатха, Оленьего парка – места первой проповеди Будды.
Затем он отправился в Бодх-Гаю, где Будда достиг просветления. Позже он воздвигнет здесь храм (храм Махабодхи), который после разрушения будет вновь отстроен во II веке нашей эры. Это одно из древнейших святилищ на территории Индии и всего субконтинента.
Храм Махабодхи (Наследие ЮНЕСКО)
Последняя его цель – Санчи, небольшая деревня, где по завершении странствий он построил первую и самую большую ступу.
Надо добавить, что к концу царствования Ашоки его благие намерения приобрели вид тирании, что вызвало сопротивление граждан, которым всё больше не нравилась такая религиозная диктатура.
Большая ступа в Санчи (Наследие ЮНЕСКО)
В 250 году до нашей эры под патронатом Ашоки прошёл Буддийский собор, на котором было решено распространять буддизм повсеместно. Император приказал снарядить миссионерские экспедиции с целью распространения идей буддизма во всех уголках известных тогда территорий. Результатом этой кампании является тот факт, что в странах Азии буддизм как религия и философия существует и в настоящее время.
Однако миссионерская деятельность была очень затратным мероприятием для царской казны. Само собой, это вызывало всё большие недовольства подданных. Блистательная эпоха правления маурийского царя подошла к концу. В последние годы своего правления он фактически утратил контроль над частью своей империи и лишился власти.
В 232 году до нашей эры император ушёл в мир иной. После его кончины в государстве разразилась гражданская война. На руинах огромной империи его оппонентами был восстановлен старый порядок. Сам великий царь в скором времени был предан забвению, но его заветы дошли до настоящего времени. Сейчас правителя, который объединил Индию более двух тысяч лет назад, считают отцом-основателем нации, а его идеи о мире и справедливости поддерживают почти полмиллиарда человек на планете.
Проложив путь одной из самых великих религий мира, Ашока увековечил своё имя.
В окончание своего рассказа предлагаю посмотреть официальный трейлер к фильму «Ашока»: