Индийские трущобы – финал. Рубрика: TERRA INCOGNITA
Сегодня мы завершаем наш цикл статей об индийских трущобах. И искренне желаем вам никогда там не рождаться и никогда туда не попадать.
Странное очарование скрыто в глубине беднейшего мира. Кажется, что радость немыслима в трущобах, но она есть и там. Даже в самых убогих уголках Земли люди способны испытывать счастье.
«Клубились облачка дыма, и аромат поджариваемых лепёшек смешивался с запахами сандалового мыла и пропитанного камфорным маслом белья. Сонные лица приветствовали меня на шести разных языках и благословляли от имени шести разных богов. Я вошёл в свою хижину и любовно воззрился на её уютность и невзрачность. Возвращаться домой всегда приятно».
Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
Люди прекрасно понимают, что их жизнь бесконечно далека от красивых идеалов. Однако исследователи трущоб отмечают удивительную способность их жителей к радости. Источником этой радости чаще всего становятся дети. При этом люди не воспринимают своих детей как вызов будущему – «когда-нибудь он станет великим», а просто получают удовольствие от того, что они есть.
Дети трущоб осознают себя как важную часть семьи. Например, десятилетняя девочка Пернима Хатун работает почти десять часов в день на полигоне захоронения отходов, добывая металл. Пернима сказала, что довольна работой, потому что отец счастлив, когда она приносит деньги в дом. Она не могла понять, как богатые дети могут быть грустными:
— Они могут играть, а если я потрачу день на игры, то мои братья и сёстры, а также родители должны будут работать гораздо больше и тяжелей.
«Люди вокруг меня беседовали, поддерживая друг друга улыбками и словами. И я, слушая разговор переживших несчастье и уверенных в будущем людей, почувствовал, что их мир обволакивает меня так же мягко, как прилив затопляет камень на берегу».
Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
Как богатые могут быть грустными?
Жители трущоб ценят простые незатейливые вещи, значение которых в остальном мире может быть смешным. Их жизнь очень трудна и в ней особенно важны моменты покоя, успех от преодоления бесчисленных препятствий. Так, например, эти люди радуются солнцу после сезона дождей, которыми могло быть уничтожено то немногое, что у них есть.
Правда, следуют учитывать, что часто журналисты и социологи, погружаясь в среду трущоб, забывают, что становятся отвлекающим от повседневности фактором. Поэтому часто преувеличивают уровень позитивного настроя.
Тем не менее, в трущобах почти нет западной одержимости счастьем и исполнением всех желаний. Люди не говорят о своей жизни, как о мечте. Просто работают всё время, сосредотачиваясь на том, чтобы прокормить свои семьи и избежать неприятностей.
«Я жила целый год в такой же хижине. И была счастлива. Не проходит и дня, чтобы я не вспомнила, как хорошо мне было там. Иногда я думаю, что величина нашего счастья обратно пропорциональна величине нашего жилища».
Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
У них нет одержимости счастьем
Не совсем верны и представления о трущобах, как о районах, охваченных преступностью с населением, которому не хватает образования и стремления к лучшей жизни. Самая большая трущоба Индии – Дхарави – легко разрушает эти представления. В Дхарави процветает предпринимательство, и теневая экономика трущобы приносит около одного миллиарда долларов США прибыли в год. Дхарави – это город в городе, где примерно восемьдесят пять процентов населения заняты на местном уровне. В центре Дхарави есть яркий рынок, где люди могут приобрести любые необходимые им вещи. И это является ещё одним свидетельством самодостаточности поселения.
Люди очень чётко организовали свою жизнь, и гордятся своим сообществом. Они помогают своим соседям и участвуют в жизни друг друга. Такая общность отсутствует в «развитых странах». Тут каждый аспект жизни – дело коллектива. Это одна из причин отсутствия преступлений.
«Все двадцать пять тысяч человек считали себя единым коллективом с неразрывными внутренними связями, общим хозяйством и общими устремлениями»
Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
Вместе они и противостоят общим бедам. Так в Дели община трущобы Дариба Калан устроила беспорядки в городе и активно выразила сопротивление, при попытке их принудительного переселения.
Магия трущобных городков состоит ещё и в том, что они постоянно улучшаются своими жителями. Для глаз архитекторов эти поселения хаотичны, но есть что-то органичное в их постройках, сознанных, как будто, по законам природы. Исследователи отмечают минимальное потребление ресурсов на этих территориях. Хотя это, безусловно, вызвано бедностью их жителей, а не развитым экологическим сознанием поселенцев.
Интересно, что одной из стратегий сохранения места жительства является совместное строительство храма на территории трущоб. Когда сносят трущобы, храм оставляют, что позволяет людям снова вернуться на обжитое место.
Минимальное потребление ресурсов
В современных трущобах матери ведут борьбу за доступ детей к образованию. Баббита живёт в домике, похожем на спичечный коробок. И всё же, – «Мои дети должны учиться говорить по-английски», – уверенно сообщает она. Двое её детей учатся в частных школах, а третий ребёнок – в государственной.
В скромном здании библиотеки занимаются дети, семьи которых не могут купить им книг. Библиотека, созданная волонтёрами, – выходцами из самой трущобы – даёт шанс многим детям облегчить их доступ к образованию. Примечательно, что жителям трущоб удаётся практически без помощи государства строить дома, создавать рабочие места и воспитывать детей! Хотя надо понимать, что всё это даётся им тяжелейшим трудом.
Конечно, не стоит романтизировать трущобы. Жизнь в них – далеко не сахар и не похожа на однодневный экскурсионный экстрим-тур для богатых туристов. Однако трущобы – это нечто большее, чем просто нездоровая и грязная среда. Это тонкое, многогранное явление. И иногда трущобы могут преподать экономические и социальные уроки, которые восхитят любого из нас.
Более подробно читайте об этом в книге Грегори Робертса «Шантарам».
А пока – послушайте голоса трущоб:
Автор материала: @aafreen. Редактор: @mahadev.
С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»! 03.09.2018