Подвально-дворцовые страсти. Рубрика: НОВОСТИ
Земля-матушка прячет от нас многие ценности, покрывая их «культурным слоем». Я бы назвала этот слой бескультурным, потому что состоит он не только из почвенного покрова, безжалостно поднимающего уровень земли, но и измельчённого мусора, частично переработанного многострадальной планетой.
Но есть такой народ — археологи, знакомы ли вам они? Археологи пылают страстью к раскапыванию всего и вся, в надежде обогатить человечество, то есть нас с вами, новым знанием о том, «как было». При всём моём уважении к такому сложному труду, требующему невероятной настойчивости и усердия вкупе с обширными знаниями, я считаю, что то, что удаётся отобрать у земли, весьма редко даёт ответ на этот вопрос — как было. Чаще всего находки ставят больше вопросов, чем дают ответов, но сам процесс «прикосновения к древностям», вероятно, весьма увлекателен… Я никогда не участвовала в археологической экспедиции, мне бы хотелось испытать эти ощущения, этот новый опыт. Пока, в данный момент, мне это недоступно и непонятно….
Но что-то моё вступление затянулось. Я позволила себе поразмышлять о труде археологов потому, что моя новость — из этой сферы. Ещё она немного перекликается с диггерством, и здесь у меня есть небольшой опыт, но не слишком приятный. Так вот. Сегодня хочу рассказать вам о находке индийских археологов, неожиданной и приятной.
Таинственный замок Чаттар Манзил
Возвышается строгое, даже грозное строение на берегу прекрасной реки Гомти, несущей свои неширокие воды по земле штата Уттар-Прадеш. Название «Зонтичный дворец» совершенно диссонирует с его обликом. Для тех, кто не видел его, возникает ассоциация с ярким, легким, воздушным строением. Но из воздушности и легкости в нём — колоннада да лишь несколько куполов, весьма отдаленно похожих на зонтик. Тем не менее, именно они дали название дворцу.
История строительства грандиозного сооружения также неоднозначна — исследователи спорят, по чьему приказу был построен дворец и когда. Дата определяется как конец 18 — начало 19 веков. Самые последние данные говорят о том, что здание построено по распоряжению Наваба Гази Уддина Хайдера Строительство было затеяно столь грандиозное, что владыка не дождался его окончательной реализации. После смерти правителя дворец закончил его сын и законный преемник, тоже Наваб и Уддин Хайдер, только имя у него другое — Насир. Я даже не сразу разобралась, кто из них кто.
Исторические заметки
Изначально это был даже не один дворец, а дворцовый комплекс. Состоял он из большого Дворца — Бари, и малого, Чоти. К сожалению, до нашего времени выстояло только одно здание — Бари. Несколько зонтичных куполов логически венчали восьмиугольные павильоны, один из куполов был увенчан золоченым декоративным потолком.
За свою долгую жизнь оно было перестроено бесчисленное количество раз, и сейчас его архитектурную принадлежность весьма сложно определить. Здесь видно и влияние буддийской, и исламской архитектурной традиции.
Интересной особенностью здания было устроение фундамента. Он был углублен в почву с таким расчётом, чтобы его пол находился ниже русла реки, что должно обеспечивать дополнительную прохладу.
Эти древние стены — свидетели многих исторических событий. Как жаль, что здания не умеют говорить — их рассказы были бы весьма интересны… Итак, во дворце жили семьи многочисленных индийских правителей, сменяющие друг друга, во времена колонизации там располагались британцы, а позже, во времена восстаний и борьбы за независимость Индии, местные революционеры. Военные действия, увы, уничтожили часть сооружения, и полуразрушенный дворец достался американской неправительственной организации. Как могли американцы использовать шикарные просторные помещения здания? Конечно, как клуб для отдыха! Почему нет?
Позже владелец снова поменялся, и до 1947 года дворец был местом для отдыха индийских военных, но не просто военных, а военных-гольфистов. Различные учреждения размещались во дворце. Здесь был и Совет научно-промышленных исследований, и фармакологический институт, и, наконец, было принято решение освободить помещения для создания в нем музеев и библиотеки. Толчком для нового использования архитектурной достопримечательности послужило событие, для которого всё описанное выше было предысторией.
В глубину, в прошлое
Итак, решено было привести дворец в порядок, восстановить его фундамент, облагородить облик, насколько это возможно. Реставрация, одним словом. Дотошные строители, углубившиеся на несколько метров вокруг основания здания, вдруг находят вход в помещение, полностью до этого момента скрытое под землей. Затем ещё один. И ещё… Оказалось, что масштаб замка — во много раз больше, чем принято было считать. Постройка уходила вниз на несколько этажей! И сохранились они очень хорошо, потому что были скрыты под землей! А уж землица-то надёжно сберегла их от разрушения!
Вот что рассказывает руководитель реставрационных работ Вишну Дев:
Рабочие стали очищать подвал дворца, чтобы добраться до фундамента и обнаружили столбы, уходящие в глубину. Как оказалось впоследствии, это было колонны внушительного зала, который всё это время находился под землёй. Но даже тогда мы не догадывались о масштабе «подземных» сооружений. Мы стали убирать землю со всей положенной для этого тщательностью и следуя всем необходимым археологическим нормам, Следующее, что мы обнаружили были художественно вырезанные кронштейны из песчаного камня, которые обычно используются для поддержания открытых навесов, что-то типа больших балконов. Но мы нашли их под землёй! Тогда мы поняли, что под нами находится как минимум несколько этажей, о которых никто в современном мире не знал!
Планы
Какой огромный простор для развития туристической деятельности! И не просто огромный, а способный заставить туристов испытать доселе незнакомые эмоции и ощущения! Археологический департамент штата внёс интригующее предложение о формировании в музее, которым является дворец, открытых для посещения подземных частей. Конечно, после того, как будут проведены все необходимые научные изыскания.
Действительно, теперь можно будет отыскать прохладу в жаркой, жаркой Лакхнау, столице штата Уттар-Прадеш!