Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-minsk
7 лет назад

Позор Художественного музея в Минске: золоченый уродливый пластик вместо «Сокровищ Древнего Египта»

Похабщина, дешевка и безвкусица – самые точные характеристики для разрекламированной и дорогой выставки в Национальном художественном музее.

Выставка не нравится даже дилетантам, а у мало-мальски сведущих в истории и искусстве так называемые «Сокровища Древнего Египта» вызывают праведный гнев.

Все начинается с афиши. На одном из вариантов красуется третий саркофаг Тутанхамона. Любой, кто хотя бы поверхностно знаком с историей Египта, знает, что на выставке саркофаг никак не может появиться. Этот саркофаг, а вернее – гроб, сделан из золота, но ценность его колоссальна не из-за материала: а просто он – из той самой гробницы Тутанхамона, сенсационно обнаруженной в 1922 году, единственной не разграбленной. Гроб этот – невыездной из Каира.

Этично ли рекламировать выставку изображением того, что посетители никак не смогут увидеть? На юридическом языке это называется подлогом. Но стойте! Ведь на выставке, наверное, будет копия всемирно известного третьего саркофага?

Да, конечно, будет. Вот она:


***

Вторая афиша демонстрирует нам маску Тутанхамона. Конечно, на фото – подлинник. Необычайной ценности, и он находится в Каире.


***

Между прочим, фотографии на постерах тоже не принадлежат организаторам. Их сделал фотограф Сандро Ваннини: его приглашали в Каир специально для этих съемок.

А вот на что, вместо маски девятнадцатилетного фараона, предлагают полюбоваться организаторы:

Как вам нравятся эти кривенькие губки и лопоухие ушки?

Российский египтолог Виктор Солкин, который был очень возмущен этой «выставкой» (выставка вскоре собирается приехать в Москву), рассказал про реакцию Каирского музея: «У меня очень хорошие отношения с Египетским музеем в Каире, дружу с ним около 20 лет. Там очень возмущены тем, что пластиковый паноптикум рекламируют постерами с их подлинными памятниками. Это - большой урон имиджу музея в Беларуси и России».

Он же и рассказал в комментариях, которые в избытке дал СМИ, что за экспонаты ждут нас в четырех залах Национального художественного музея. Организаторы обещают «саркофаги, амулеты и папирусы, созданные в соответствии с технологиями того времени». Но на выставке мы видим «папирусы», сделанные из банановой кожуры, цена которым – пара-тройка долларов; а купить их можно в любой сувенирной лавке на побережье Красного моря. Согласитесь, банановая кожура немного отличается от папируса.

Вот, например. Какое отношение этот плохо стилизованный и неумело выполненный рисунок на высушенной банановой кожуре имеет к Древнему Египту, не очень понятно. Организаторы, вероятно, решили, что для минчан «и так сойдет», не подумав, что кто-то мог изучать Древний Египет гораздо лучше авторов экспозиции.


***

Но организаторы слукавили не только в рассказе о технологиях. Уродливых ярмарочных кукол никак нельзя назвать ни копиями, ни репликами. Потому что у криворуких ремесленников, которых организаторы называют «мастерами», не хватило умения даже правильно воспроизвести цвета поделок, не говоря о пропорциях.

«Это отнюдь не копии. Это дешевые пластиковые имитации, которым не место в художественном музее» - слова того же Виктора Солкина, египтолога и президента ассоциации по изучению Древнего Египта.

Пожалуй, самый уродливый и оскорбительный образец – это имитация скульптурного портрета Нефертити.

Вот они рядом для сравнения:

Давайте поближе посмотрим «реплику»:


***


***

Оригинал настолько красив и совершенен, что хочется им любоваться:


***


***

А «точную реплику» хочется забыть, как страшный сон.

Барельеф (!) «Рамсес II, жертвующий цветы богине Таурт», превратился в цветной рисунок на банановой кожуре, каких полно в любой сувенирной лавке:

Колоссальная статуя Рамсеса II из Карнака, которая находится в Турине, превратилась в жалкое подобие себя самой:


***


***

А вот это телеканал ОНТ назвал «точной репликой золотого трона Тутанхамона»


***

Сравните сами:

Эта поделка в оригинале является росписью в гробнице Нахта:


***


***

Эти мускулистые скульптуры «египетских богов» больше всего похожи на аниматоров с пляжей Красного моря: ведь ничего даже отдаленно напоминающего египетскую скульптуру в них нет:


***


***


***

Вот еще парочка примеров:

А некоторые экспонаты вообще не имеют никакого отношения к Древнему Египту, являясь только плодом фантазии их создателей. Как, например, этот милый пухлыш:


***

Место такой выставки – на ярмарке, для развлечения покупателей. Совершенно не понятно, почему Художественный музей объявил свою выставку «уникальной» и «первой в своем роде»: летом этого года в торговом центре «Титан» в Минске уже прошла аналогичная выставка. Она тоже демонстрировала реплики гробниц, мумий и масок, но только без помпы и претензий на научность:


***


***

Художественный музей запоздало попробовал оправдаться, обвинив журналистов в том, что они возводят напраслину на их выставку, которая на самом деле «образовательная». Как себе представляет директор музея Прокопцов образовательный процесс при рассматривании пластиковых экспонатов – остается только догадываться. Как непропорциональный рисунок на банановой кожуре может дать представление о подлиннике-барельефе? Чему может научить уродливая пластиковая голова, которая может служить только неудачной пародией на скульптурный портрет Нефертити?

Для сравнения, можно посмотреть на образовательную выставку, посвященную Египту, в Молдове: детям тут можно трогать любой экспонат, собирать паззлы с фараонами, примерять маску Тутанхамона и даже быть замотанными в бинты и лечь в саркофаг вместо мумии.

Похоже, что репутацию себе подпортил не только Национальный художественный музей, но и журналисты практически всех изданий Беларуси. Все кинулись раздавать восторженные комплименты «экспонатам», а по сути – доверчиво пересказывать слова организаторов.

Особо расстарался «Бизнес-портал Могилева» vmogileve.by:

«Невозможно описать и красоту самой экспозиции. Благодаря кропотливой работе сотрудников музея и других организаторов 4 зала невообразимо преобразились. Для посетителей музея созданы все условия, чтобы в полной мере перенести гостей Древнего Египта в неповторимую атмосферу богатой древности и культуры знойного Египта.!»

К слову, ожидать чего-то меньшего было бы глупо, ведь выставка собиралась более 10 лет профессионалами-египтологами и получила статус «международной».

«Советская Белоруссия», Ирина Завадская:

«Над созданием выставки интернациональная команда специалистов–египтологов работала 10 лет. Увидеть подобную коллекцию древнеегипетских артефактов невозможно ни в одном музее мира».

«Минск-Новости», Кристина Криворучко:

« ... добротно сделанные реплики знаменитых артефактов...»

«Сделанная из дерева и покрытая тонким листовым золотом копия старательно повторяет, с поправкой на полудрагоценные камни, черты оригинала».

А вот последняя цитата Кристины Криворучко касается трона Тутанхамона. С ним приключился самый большой курьез – ну, или позор. Благородные очертания львиных морд на подлокотниках в исполнении чилийский подмастерьев превратились в пухлощеких котиков. Полюбуйтесь:


***

Вот они рядом с оригиналом:

Но в этом – полбеды: ведь среди журналистов мы с меньшей вероятностью ожидаем встретить египтологов, чем среди музейных работников.

А вот обнаружить, что в главном художественном музее страны нет ни одного человека, способного правильно оценить историческую и художественную ценность «коллекции» - либо закрывших на безвкусицу глаза в надежде на прибыль и на то, что для белорусов «и так сойдет» - это, увы, самое горькое открытие.

Автор: @sixcrowns, специально для сообщества @vp-minsk

38
402.476 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые