Фильм «Никита»
© Gaumont, Les Films du Loup
Фильм «Никита» Люка Бессона - это уже легенда и культ мирового кино, ставшая для талантливого француза началом нового этапа и именно благодаря этой картине он стал широко известен зрителям как режиссер качественного кино. Пройдет еще немало времени, прежде чем он будет ассоциироваться с одноразовым коммерческим кино…
Ну, хватит, о грустном.
Люк Бессон хотел заявить о себе, как о режиссере коммерческом и его претензии оказались вполне обоснованными. "Никита» сочетающая драму и крепкий боевик заложила новый стандарт во всем мире. Ранее считалось, что боевик - это жанр, который чужд драматизма и психологизма, главное, больше пиротехники, да драк. Зритель и так будет смотреть. Бессон разрушил этот штамп, наполнив свое кино смыслом.
Нельзя не сказать, что этот фильм отличный пример работы слаженной команды, состоящей из самого режиссера Люка Бессонна, оператора Терри Арбога и композитора Эрика Сера, а в атмосфере и деталях картины присутствует фирменный стиль Бессонна, который проявится еще более ярко в его следующих работах.
© Gaumont, Les Films du Loup
Главную роль в картине сыграла его жена Анн Парийо, оставшаяся в истории кино актрисой одного образа. Все ее попытки преодолеть популярность роли Никиты обернулись полным крахом. Но благодаря этому фильму она прочно вписала свое имя в историю мирового кино.
Фильм сделан так, что любой кадр из этого фильма можно по отдельности вставлять в рамку и вешать на стену. Очень красиво. Но эта красота не ради абстрактной красоты и каждый кадр работает на общую идею фильма.
Режиссер практически рассказывает историю гадкого утенка, который становится красивым лебедем. Архетипичная для мирового кино история. С одним большим «но»: утенок становится лебедем не в тех руках. Но зрителю иногда не интересна мораль, ему интересна история превращения самой героини. Из неряшливой угловатой девчонки она превращается в красивую женщину и опытного киллера. Именно эта трансформация и позволяет раскрыть глаза на окружающий ее мир.
Мрачное настроение картины задается с самого начала. И с самого начала задается динамика фильма. Сюжет не провисает, и вообще не стоит на месте. Необходимо отметить влияние гонконгских боевиков на стиль перестрелок. К примеру, сцена с летящей пулей явно заимствование у Джона Ву, но Бессон придал своим сценам перестрелок не только зрелищность, но и реализм. В эти перестрелки можно поверить. Главная героиня – профессионал, а не какая-то чудо – женщина. Она такая же, как и те, кто ее окружает.
© Gaumont, Les Films du Loup
Среди актерских работ особенно выделяется бенефис Жана Рено, которому на момент съемок было уже весьма «за», но он все еще не был звездой кинематографа и именно после выхода "Никиты» стал мировой знаменитостью. Хотя, его роль здесь совсем небольшая, но написано про эту роль гораздо больше, чем про многие другие его работы. Также из актеров хотелось бы выделить Жанну Моро. Очень необычная актриса мирового кинематографа. Умершая, к сожалению, в полной нищете.
Фильм стал еще более популярным, благодаря теме киллера. Тогда эта тема входила в моду. Бессон подошел к ней по-своему. Он смог показать зрителю оборотную сторону профессии киллера, и то, что эта профессия необходима государственным службам.
Безусловно, фильм стал культовым. Американцы сделали свою версию, которая ничем не запомнилась. А еще успех «Никиты» породил целый сериал. Хотя сериал и не шел ни в какое сравнение с оригинальным фильмом, который остается культовым кино на все времена.
Автор статьи - @pavelval