Несломленный судьбой.Роман Полански
Испытания, выпавшие на долю величайшего кинематографиста XX века Романа Полански, могли бы сломить любого. Вторая мировая война, зверское убийство супруги, обвинение в растлении несовершеннолетних, длительное уголовное преследование... Для одних он гений кинематографа, для других - преступник с извращенными наклонностями.
Мари Эванс Picture Library(с)
Неоспоримый факт – деятельность Полански кардинальным образом преобразовала послевоенное кино, наложив отпечаток на становление многих кинорежиссеров современности. Его кинолента «Ребенок Розмари» стала родоначальницей фильмов ужасов с мистическим сюжетом, а картина «Китайский квартал» была первой в своем роде работой в стиле нео-нуар, после волной прокатившимся по американским киноэкранам.
Детство и юность
Роман Полански родился 18 августа 1933 года во французской столице в еврейской семье. Отец режиссера Рышард, приехавший из Польши, зарабатывал на жизнь ремеслом художника и изготовлением пластмассы. Мать Романа Була - родом из России.
В трехлетнем возрасте будущий деятель кино с родителями переезжают на родину главы семейства, в Краков, где позже терпят все тяготы Второй мировой войны. Разлученным заключением в разные немецкие концлагеря родителям Полански не суждено было встретиться вновь – отец был освобожден из Маутхаузена, а мать стала одной из жертв газовых камер Освенцима. После о страшных военных временах Полански снимет свой драматический фильм «Пианист».
Жизнь рано начала испытывать юношу на прочность. Чтобы выжить в суровых условиях гетто, Роману пришлось сменить фамилию отца Либлинг на Полански и длительное время скрываться в разных семьях. Опасность исходила как со стороны немецких солдат, так и от местных преступников. В память об одной такой «встрече» с польским уголовником у режиссера на всю жизнь осталась металлическая пластина в черепе.
Встретившись после войны с отцом, Полански, по его настоянию, поступил в техническое училище. Однако закончить его ему было не суждено. С ранних лет увлеченный кино юноша стал учащимся кинематографической школы Лодзи. За время обучения Роман успел сняться в нескольких картинах классика европейского авторского кино Анджея Вайды и завершить собственные короткометражные работы «Два человека и шкаф», «Убийство» и «Велосипед», сделавшие его обладателем нескольких премий.
Filmoteka Narodowa(с)
Первые серьезные работы
Закончив в 1959 году обучение, Роман Полански вступил в брак с Барбарой Квятковской. За три года их совместной жизни Полански выпустил несколько короткометражек во Франции и в Польше.
Первая полнометражная работа мастера «Нож в воде» увидела свет в 1962 году и попала в немилость к коммунистическому правительству. Зато европейская и американская публика оценила ленту по достоинству. Киноработа была представлена в номинациях на «Оскар» и получила награду Венецианского кинофестиваля. После премьеры «Ножа в воде» о молодом кинематографисте стали говорить как о гении с индивидуальным стилем работы.
Zespol Filmowy "Kamera"(с)
Последующие творения «Отвращение» и «Тупик», вышедшие в 1965 и 1966 годах соответственно, закрепили за Полански славу молодого, подающего большие надежды режиссера. Работая над «Отвращением», Роман не раз прибегал к излюбленным приемам Хичкока: леденящие кровь тени, пугающие ракурсы и ночные кошмары.
Жизнь в Америке
Переехав в 1967 году в США, через год режиссер связал себя узами брака с Шэрон Тэйт.
В этом же году им была закончена первая американская работа – комедийная пародия о проделках Дракулы под названием «Бесстрашные убийцы вампиров».
Спустя год мэтр представил «Ребенка Розмари», снятого по произведению писателя-фантаста Айры Лавина. Исполнить главную роль в киноленте была приглашена Миа Фэрроу. Кинокартина задала моду на тему оккультизма и экранный демонизм.
William Castle Productions(с)
Все, что дальше происходило в жизни создателя пугающих картин, не лишено мистического смысла. В 1969 году сектанты, под руководством маньяка Чарльза Мэнсона, увлекавшиеся оккультными практиками, пробрались в жилище Полански, зверски убив его супругу, носившую под сердцем ребенка, и еще нескольких находившихся там человек.
Случившееся шокировало всех, включая самого режиссера, который на несколько лет ушел в тень и отказывался что-либо снимать.
Карьера Полански вновь пошла в гору с выходом в 1974 году «Китайского квартала» с Джеком Николсоном в роли главного героя. Это одна из самых значимых картин в творчестве режиссера.
Paramount Pictures(с)
Классическая работа в гангста-стиле явилась родоначальницей жанра нео-нуар. Лента номинировалась на 11 "Оскаров", но получила только один - за сценарий.
Атмосфера на съемках была напряженной: главная героиня Фэй Данауэй настаивала на пересмотре ее роли, а из-за Николсона, сорвавшего съемочный график, уйдя смотреть спортивный матч, разъяренный режиссер вдребезги разбил телевизор.
Но неудачи не оставляли Романа Полански. В 1977 году ему было предъявлено обвинение по факту интимной связи с 13-летней Самантой Гэйли. По версии обвинения, режиссер напоил жертву шампанским с подмешанным в него наркотиком, а после изнасиловал девушку. Кинематографисту грозил серьезный срок – до 50 лет тюремного заключения. На время следственного процесса Полански уехал во Францию.
Проблемы с законом
В Европе он продолжил работу. В 1979 году вышел фильм «Тэсс», посвященный памяти погибшей жены, номинированный на «Оскар» и отмеченный премией «Сезар». Поговаривали, что молодая Настасья Кински, исполнившая в картине главную женскую роль, состояла в любовной связи с ее создателем. Однако фактов, подтверждающих эти слухи, не было.
Здесь же Полански женился в третий раз на Эммануэль Сенье, подарившей ему детей и сыгравшей в его «Горькой луне», «Неистовом» и «Девятых вратах».
По мнению критиков, самой культовой работой Романа Полански на зрелом этапе его творчества следует считать драматическую кинокартину «Пианист», вышедшую в свет в 2002 году и принесшую своему создателю три премии «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».
R.P. Productions(с)
В основе картины - воспоминания еврея из Польши Владислава Шпильмана, спасенного во время Второй мировой войны немецким военнослужащим.
R.P. Productions(с)
В 2009 году имя легендарного кинодеятеля вновь запестрело в криминальных хрониках СМИ. Режиссер, отправившийся на кинофестиваль в Цюрих, был арестован представителями швейцарской полиции по заказу властей США. Как выяснилось, в Штатах не существует понятия о сроке давности преступления.
Полански был вновь задержан по делу об изнасиловании несовершеннолетней. Тогда за коллегу вступились деятели кино с мировыми именами, в числе которых были Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Моника Белуччи, Никита Михалков и Вуди Аллен. Не остались в стороне и руководства Польши и Франции.
Сама жертва в лице Саманты Гэйли, получившая солидную компенсацию, тоже не выдвигала никаких требований. Непреклонным оставался лишь губернатор штата Калифорния - Арнольд Шварценеггер.
Наконец, дело, в котором было найдено огромное число нарушений, закрыли, а с режиссера сняли все обвинения.
Весной 2013 года на кинофестивале в Каннах состоялся премьерный показ творения Полански «Венера в мехах».
A.S. Films, Monolith Films(с)
Одну из главных ролей в фильме исполнила его супруга. В начале 2014 года кинокартина получила приз премии «Сезар» за лучшую режиссерскую работу.
Вернувшись в 2017 году в Польшу, Роман Полански начал работу над документальным фильмом о своем детстве в наводненном немецкими фашистами Кракове.
Рабочее название картины - «Полански, Горовиц». В ней режиссер хочет рассказать о тяжелой ранней поре своей жизни и о трех годах, проведенных в еврейском гетто со своим товарищем по имени Рышард Горовиц.
Жизненные мытарства, проблемы с законом – ничто не смогло сломить боевого духа Романа Полански. Его считают мэтром мирового кинематографа, и он всегда желанный гость на любом значимом кино-мероприятии.
Автор текста - @katkar