«Во все тяжкие» - если ты долго смотришь в бездну, она начинает смотреть в тебя
Вышедший в далеком 2008 году в эфир кабельного американского телеканала AMC сериал «Во все тяжкие», или Breaking Bad, буквально сразу покорил и маститых профи, и рядовых зрителей. На протяжении пяти сезонов он приковывал к себе пристальное внимание и собирал богатый урожай наград. Шутка ли – только престижнейших «Эмми» у Breaking Bad аж 16, что же до остальных призов – их почти полторы сотни.
© Sony Pictures Television International, AMC
Разумеется, я слышала, что этот продукт кинокритики и сценаристы назвали «лучшим сериалом всех времен и народов». Однако не спешила его оценить – слишком уж сомнительной казалась избранная режиссером Винсом Гиллиганом тематика. Тем не менее, через пару лет после триумфального завершения сериала я все же сломалась и посмотрела все пять сезонов – на одном дыхании, не в силах оторваться от экрана, жертвуя сном на протяжении нескольких ночей.
С тех пор Breaking Bad однозначно в моем золотом списке. Считаю его классикой, обязательной к просмотру для всех киноманов. Разумеется, кроме подростков: если человек еще не имеет четкой и выстраданной моральной позиции, под влиянием Breaking Bad он вполне может сбиться с пути: зло в сериале столь убедительно и притягательно, что невольно подпадаешь под его обаяние.
Сюжет
© Sony Pictures Television International, AMC
Скромного учителя химии Уолтера Уайта в блистательном исполнении Брайана Крэнстона можно смело назвать полным неудачником. Мягкий и добрый, очень умный, когда-то он подавал большие надежды, занимаясь со студенческими друзьями многообещающими научными исследованиями. Однако из-за нелепой ссоры ушел из основанной им компании, а бывшие товарищи реализовали его идеи и заработали миллионы.
Уолтер же – обычный школьный учитель, который перебивается от зарплаты до зарплаты, с трудом выплачивает ипотеку и подрабатывает на автозаправке, где его унижают и начальник, и клиенты. Уайт типичный подкаблучник – не смеет и слова сказать поперек своей властной жене Скайлер (ее играет Анна Ганн). Вдобавок его сын – тоже Уолтер (Ар Джей Митт) – с рождения болен ДЦП. Ко всем этим неурядицам добавляется незапланированная беременность Скайлер.
Так мало того, что вскоре семье предстоит обеспечивать еще одного ребенка, Уайт в день своего 50-летия узнает, что у него неоперабельный рак, и жить осталось совсем немного. Химиотерапия стоит недешево, и хотя семья уговаривает Уолтера-старшего пройти курс, он не может обречь близких на долговую кабалу: шансы на выздоровление призрачны, а деньги реальны, и их у скромно учителя нет.
Казалось бы, тупик, безвыходное положение. Но тут судьба (или Дьявол в ее личине) предлагает весьма неожиданный выход. У Скайлер есть сестра, ее муж Хэнк (Дин Норрис) - полицейский, и Уолтер как-то раз едет вместе с ним в антинаркотический рейд. Там он видит своего бывшего ученика Джесси Пинкмана (Аарон Пол), который варит и продает метамфетамин.
Учитель понимает: только на наркотиках можно заработать деньги, достаточные для того, чтобы близкие после его смерти ни в чем не нуждались. Заручившись поддержкой Джесси, который в совершенстве знает тонкости данного бизнеса, Уолтер изобретает невероятно чистый мет – этот наркотик на порядок лучше, чем у всех конкурентов. Так начинается постепенное превращение скромного Уайта в жуткого Гейзенберга – главу гигантской наркоимперии.
Согласитесь, моральная коллизия просто захватывающая – как далеко можно зайти из благих намерений? Поначалу Уайт хочет просто собрать определенную сумму, без этих денег его семья обречена на нищету. И можно ли его осудить, этого маленького человека, который жил праведной жизнью, не грешил, не делал подлостей и не шел по головам?! В награду он получил лишь бедность, унижения и неизбежность скорой смерти от рака легких. Особая ирония судьбы заключалась еще и в том, что Уайт даже не курил! То есть случившееся – явно не воздаяние за его неправильные действия.
Конечно, большинство зрителей на стороне героя. И каждый задает себе неизбежный вопрос: «Какой путь я бы выбрал на месте Уолтера?» Не берусь отвечать за всех, но наверняка многие поступили бы, как он.
Только вот в чем проблема – народную мудрость о том, что «увяз коготок, всей птичке пропасть» никто не отменял. Есть в этом мире некие незримые законы, которые не позволяют быстро выйти из игры, заключив сделку с Дьяволом. Где большие деньги – неизбежна борьба за них. Где наркотики – там безжалостные хищники, опасные игроки. И вот уже не получается просто продавать мет, приходится сначала защищать себя, потом избавляться от врагов, и дальше – по нарастающей.
Для меня главное достоинство сериала Breaking Bad в том, что здесь очень детально и психологически точно показана медленная трансформация человека. Речь, кстати, не только про Уолтера Уайта, но и про Джесси Пинкмана – этот мальчик тоже в итоге меняется необратимо.
© Sony Pictures Television International, AMC
Разумеется, за превращением тихого и скромного Уайта в могущественного и страшного Гейзенберга наблюдать особенно интересно. В сериале все решено столь психологически выверено, точно, подробно, что процесс просто завораживает. Нам детально и наглядно показывают, как хороший человек, умница, добропорядочный отец семейства становится настоящим исчадием ада, этаким воплощением зла. Причем не сразу, очень постепенно зло завладевает его душой. И поскольку делает Уайт все из самых лучших побуждений, зрители постоянно оправдывают героя.
Сериал сделан так, что Уолтеру сочувствуешь, от эпизода к эпизоду за него переживаешь, желаешь удачи. И вдруг осознаешь, что только что страстно хотел, чтобы учитель поскорее растворил в кислоте труп, при этом не попавшись копам.
Блестяще все показано, просто блестяще! В итоге Уайт уже не Уайт, а тот самый таинственный Гейзенберг, личность которого была для него лишь прикрытием, обманкой. Но надетая маска намертво прилипла к лицу. И вот герой уже действует вовсе не из заботы о близких. Он почувствовал вкус могущества, вкус жизни – пусть и кровавый вкус. То, что от его действий страдают родные люди, которых он изначально хотел защитить, больше не может остановить Уайта. Он больше не тварь дрожащая, он право имеет – если кто еще не забыл Достоевского.
© Sony Pictures Television International, AMC
Сериал очень глубокий и сильный. Он заставляет понять, что зло есть в каждом из нас. Это осознаешь, когда невольно ассоциируешь себя с героем. Но стоит помнить – если дать этому злу ход, оно уже не отпустит, поглотит тебя, полностью изменит. Впрочем, это лишь моя трактовка. Каждый волен интерпретировать этот шедевр по-своему.