Франсуа Буше: игривость или непристойность?
Даже если вы ни разу не слышали имя Франсуа Буше, при первом же взгляде на любую из его картин вы воскликните: «Да, я это уже видел! Очаровательно!». Причем совершенно не имеет значения, видели ли вы в действительности показанную вам картину, потому что узнаете вы не конкретное полотно, а своеобразный стиль художника. Изображения меняются, но приемы остаются прежними.
Хорошо это или плохо? Давайте рассудим вместе.
Для начала взгляните на некоторые его работы. Кстати, любое изображение можно открыть в новой вкладке, чтобы в подробностях рассмотреть детали.
Итак, что бросается вам в глаза прежде всего? Правильно, цветовая гамма!
В центре каждой композиции – женщина (или группа женщин). Словно драгоценная бледно-розовая жемчужина, она обрамлена синей или изумрудной раковиной фона, роль которого играет драпировка, листва или подсвеченные облака. И такое сочетание цветов повторяется у Буше практически в каждой картине. Разумеется, не случайно.
Завитки раковины – один из главных элементов орнамента стиля рококо.
Дело в том, что на цветовом круге, знакомом каждому художнику и дизайнеру, розово-персиковый оттенок обнаженного тела оттеняется именно сине-зеленым цветом. Такое сочетание создает эффект свечения, а кожа героинь Буше словно излучает своеобразное мягкое сияние, как и положено богиням, небесным и земным.
Еще наглядней это видно на следующей картине – посреди окружающей их зелени девицы кажутся очень розовенькими, словно только что рожденные поросята. Очень хорошенькие поросятки.
Разумеется, сочетание «нежно-розовый + морская волна» встречается не на всех полотнах Буше. Ему случалось экспериментировать с цветовой гаммой, например, делая акцент на красном. Но, на мой взгляд, в этих картинах, хотя они и выглядят эффектно, чего-то все же не достает. И это «что-то» – изумрудная краска, лучше всякой пудры и "притираний" улучшающая цвет лица и… всего прочего.
Для других полотен Буше выбирает неконтрастную пастельную гамму, что смотрится очень нежно, воздушно и, должно быть, хорошо вписывалось в интерьеры стиля рококо. Ведь Буше, прежде всего, декоратор, и свои работы он создавал для украшения богатых аристократических домов.
Кстати, вы обратили внимание на пузатеньких купидончиков, которых на картинах Буше настоящее изобилие? Эти толстячки – фирменный знак живописи рококо в целом и полотен Буше в частности. Их там настолько много, что они производят впечатление «гирлянд из котят».
Херувимчики Буше не имеют ничего общего с херувимами религиозного искусства, но он умудрялся протаскивать их и туда. Например, над изображением мадонны с младенцем Христом у него резвятся вполне языческие купидоны. Удивительно? А просто публике нравилось «красивенькое», и никто особо не задумывался над абсурдом происходящего на полотне.
Какую работу Буше ни возьми, на ней обязательно будут присутствовать пикантные мордашки на одно лицо, точеные носики, удлиненные миндалевидные глаза, маленькие ротики, розовые щечки, крошечные ступни, грациозные формы и бюсты, бюсты, бюсты!!! Обнаженные, разумеется.
Питал Буше слабость и к филейным частям красавиц, и не стеснялся их изображать во всех ракурсах. Причем не только на декоративных плафонах, но и на портретах фавориток короля Людовика XV (см. «Одалиска» и «Отдыхающая девушка»). Те, видимо, не возражали.
Весь облик героинь Буше пронизан кокетливой истомой. Снова и снова из-под его кисти выходят красавицы с полуоткрытыми в любовном экстазе губками и томно полузакрытыми глазами. Поначалу кажется, что навязчивый эротизм этих образов искупается блестящей компоновкой фигур на пространстве картины и мастерством колориста, но очень скоро начинаешь понимать, что за декоративностью не стоит ничего. Блеск формы не искупает идейной бедности, и творения Буше предстают перед нами такими, какими они и были задуманы, – отрадой для глаз и абсолютно ничем иным. Никакого внутреннего содержания там попросту не предполагалось.
Да и зачем содержание, если сюжеты Буше вращались, в основном, вокруг эротики, на которую публика всегда была так падка? Неудивительно, что большинство заказчиков вешали работы Буше отнюдь не в парадных гостиных, где их мог увидеть любой посетитель, а в спальнях и будуарах. На его полотнах кто-то вечно кого-то соблазняет (пастух пастушку, Венера Марса, Юпитер (в образе Дианы) нимфу Каллисто – любимая тема художника!) или кто-то за кем-то подсматривает.
Немало его работ посвящены интимному женскому туалету, без стеснения изображенному во всех деталях («Юбка», «Бурдалу»). С какой целью создавались такие вещи, нетрудно догадаться. Героини Буше ни в коем случае не представали в образе спутниц жизни. Их невозможно даже вообразить в роли супруг, дочерей или матерей. Они были просто лакомым куском плоти, со вкусом сервированным на «блюде» из шелковых простыней.
Современные феминистки сказали бы, что налицо объективация женщин, то есть их изображение исключительно в качестве сексуального объекта. И в данном случае они были бы абсолютно правы.
А напоследок задам вам загадку. Посмотрите на картину ниже и скажите, что это за чудо морское, на которое водружен молодой человек с лирой. Уверяю, ответ вас удивит :)
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии
Автор статьи — @weesparrow
Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!