Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Импоссибилизм – невозможное искусство XX века

Приветствую вас, уважаемые друзья и коллеги!

Сегодня свой пост я хочу посвятить имп-арту. Это очень интересное направление, другое название которого импосибилизм (не правда ли, у меня всегда встречаются какие-то странные направления и терминология?) Термин импосибилизм образован от слова impossible – невозможный, а само направление живописи нацелено на отрисовку невозможных фигур.

Свое начало имп-арт берет от оп-арта – искусства, являющегося "отпрыском" геометрического абстракционизма. А геометрический абстракционизм знают все – ярким представителем со своей не менее яркой работой нам представляется Казимир Малевич и его «Чёрный квадрат».

К. Малевич «Чёрный квадрат»

А вот наиболее популярный представитель направления оп-арта (оптического искусства) – художник Виктор Вазарелли с работой Sikkaso (1957 г.)

Источник фото: Flickr, автор cea +

Наиболее популярный и успешный представитель имп-арта, конечно же, Мауриц Эшер. Его литография «Рисующие руки» (1948 г.) – одна из самых известных картин в этом жанре. Грубо говоря, эта картина не представляет собой одну из множества невозможных фигур, на ней изображены только руки, но эти "Руки" – наиболее узнаваемы в творчестве художника.

Источник фото: Flickr, автор James Wang

Характерной чертой имп-арта является то, что это направление использует оптические иллюзии, а для их достижения художником учитываются особенности отображения трёхмерных объектов. Причем используется отображение объектов на плоскости. Такие трехмерные объекты не существуют на самом деле, они – это и есть невозможные фигуры.

Невозможные фигуры может изобразить художник на бумаге, но создать их в реальности никак нельзя. А если и создать, то невозможными они будут только с определенной точки зрения, если же наблюдать объект с другой позиции, то невозможность фигуры пропадает.

Треугольник Пенроуза

Отцом невозможностей по праву считается шведский художник Оскар Рутерсвард. Рисовать фигуры он начал ещё в студенчестве, и увлекся этим всерьез. Он использовал в творчестве треугольник, впоследствии ставший известным треугольником Пенроуза. Первый раз Оскар изобразил свой знаменитый треугольник в 1934 году.

Невозможный треугольник Рутерсварда

Треугольник Пенроуза немного модифицировал основу Рутерсварда в виде обычного треугольника в 1954 году.

Треугольник Пенроуза

Некоторые утверждают, что невозможными фигурами занимались несколько раньше Рутерсварда, например, такие художники, как Марсель Дюшамп или еще раньше Питер Брейгель Старший, но я склонен считать, что невозможности различного вида они использовали или совершенно случайно, или для достижения авторского замысла и придания картине какого-то особого смысла.

Вот, например, работа Питера Брейгеля Старшего «Сорока на виселице» (1568 г.). Здесь виселица совершенно случайно похожа на невозможную фигуру, на мой взгляд.

П. Брейгель Старший «Сорока на виселице»

Оскар Рутерсвард, хоть и первым начал рисовать невозможные фигуры, но на этом уровне и остался – его интересовали только формы и сама невозможность объекта, его геометрия и визуальная иллюзия. Другие же увидели в невозможных фигурах возможность превратить их в нечто удивительное и захватывающее – в новое искусство.

В 1958 году Роджером Пенроузом была размещена статья о невозможных фигурах ("Британский журнал психологии"). В истории невозможных фигур эта статья стала толчком к дальнейшему развитию направления. Её прочитали М. К. Эшер и Жос де Мей, которые были потрясены открывшимися возможностями в живописи и, воодушевленные Пенроузом и Рутерсвардом, художники стали использовать невозможные фигуры в своих работах..

Благодаря Маурицу Эшеру арт-круги и весь мир узнали и познакомились ближе с невозможными фигурами. В 1961 году он создает одну из своих первых литографий «Водопад» с использованием невозможных фигур. Литография была создана на основе треугольника Пенроуза.

Источник фото: Flickr, автор Pedro Ribeiro Simões

После того как М. Эшер начал публиковать свои работы в стиле импосибилизма, Жос де Мей – бельгийский художник, заинтересовался данным направлением и стал рьяным поклонником оптических невозможностей. Наряду с ним швейцарский художник Сандро дель Пре также отдал дань имп-арту и вдвоем они стали весьма значительными фигурами импосибилизма, возвышая его на новый уровень.

С работами Жос де Мея можно ознакомиться здесь
Работы Сандро дель Пре можно посмотреть здесь

Наряду с ними не менее значимый вклад в развитие имп-арта внёс современный венгерский художник Орос Иштван.

О. Иштван «Стена», 2006 год

Таким образом, импосибилизм заставляет нас увидеть изображения таких объектов, которые не существуют в привычном нам трехмерном пространстве. Они существуют лишь визуально на плоскости и каждый элемент изображения объекта расположен в строгой взаимосвязи с другими элементами, создавая образ, препятствующей однозначному восприятию.

Как сказал эксперт имп-арта Мауриц Эшер: «Рисовать – значит обманывать». Естественно, он говорил о своем искусстве, о своих объектах, и невозможные фигуры его и последователей позволяют нам увидеть этот обман.


Автор статьи @meskalinerush


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

60
76.808 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые