История одной картины. Магия и мистика «Неравного брака» Пукирева
Картину «Неравный брак» знают многие в отличие от имени художника, её написавшего. Между тем, Василий Пукирев в своё время был не менее известен, чем его современники Саврасов, Перов, Крамской, Шишкин и др. Наверное, его можно назвать заложником одной картины (именно «Неравного брака»), после которой он, по мнению критиков, уже не создал ничего более-менее значимого. Впрочем, Пукирев рано ушел из жизни, возможно, его «главная картина» была ещё впереди…
Картина ошеломила публику!
Академическая выставка, прошедшая в сентябре 1863 года, критиками и любителями живописи была признана слабой. Возможно, поэтому работа 30-летнего художника Василия Пукирева предстала в самом выгодном свете. На неё обратили внимание. Да и как было не обратить, если на полотне размером 173х136,5 см колоритные персонажи были выписаны практически в натуральную величину! И вообще, картина как бы не соответствовала традиционным в то время изображениям бытового жанра на холстах небольшого размера, а уж о содержании и говорить не приходилось – оно просто ошеломило общество.
Нет, само по себе это явление – браки, заключаемые между богатыми стариками и юными девушками, – не было редкостью для той поры, и к этому сюжету прибегали многие художники. Говорить об этой картине людей заставила яркая реалистичность образов и… автобиографичность. Именно эти составляющие особенно приковывали внимание обывателей к «Неравному браку». Существует два варианта «биографичности» сюжета.
Несчастная любовь
Пукирев, человек по жизни дружелюбный и общительный, умел расположить к себе людей. И дружить умел. Поэтому откровенный рассказ его ученика о своей истории любви не был из ряда вон выходящим эпизодом. История же была такова: Сергея Варенцова (ученика) угораздило влюбиться в дочь богатого купца, но родителей девушки не радовала такая перспектива юного чада, ведь они уже присмотрели для неё более выгодную партию – богатого и знатного промышленника… старика. Довершало обиду пылкого влюбленного то, что он вынужден был играть роль шафера на свадьбе, т. к. состоял в родстве с женихом.
Кстати, несчастного шафера можно увидеть на картине прямо за спиной невесты:
Когда Варенцов увидел на незаконченной ещё картине собственное лицо, то был крайне раздосадован и потребовал от Пукирева убрать своё изображение. Художник начал было спорить, но, в конце концов, вынужден был уступить и без того несчастному влюблённому и… пририсовал шаферу бородку. Но в таком виде шафер стал похож на него самого – на Пукирева! Сравните:
Вот это сходство, собственно, и породило вторую версию появления «Неравного брака». «Это глубоко личное! – решило общество – бедный художник показал свою историю любви. Несчастной любви! Бедный». А ведь вполне возможно, что всё именно так и было на самом деле, т. к. образ невесты тоже не был выдуманным образом, говорили о реальном прототипе – Прасковье Матвеевне Варенцовой (по странному стечению обстоятельств, однофамилице ученика Пукирева), внучатой племяннице княгини Щепиной-Ростовской. Так вот, Пукирев испытывал глубокие чувства к девушке и просил ее руки, надеясь на благосклонность и согласие её родителей, ведь к тому времени он был уже достаточно известным художником и имел приличный доход. Но расчетливые маменька и папенька Прасковьи отказали жениху, т. к. были заинтересованы в более выгодной партии.
Кощей и невеста
Обе версии с одинаковым пристрастием обсуждались в обществе, но скоро догадки и слухи прекратились. Появилась другая тема для пересудов, связанная с этой картиной, – обыватели заметили в ней нечто необычное. Люди, внимательно и долго её рассматривающие, испытывали головокружение, тревогу, а некоторые теряли сознание. Особенно этому были подвержены престарелые женихи… Приводили в качестве примера реальный факт: историком Н. Костомаровым было принято решение об отказе от брака с молоденькой девушкой после того, как он постоял перед картиной Пукирева. И это был не единичный случай.
Объясняется ли решение Костомарова и других «возрастных» женихов магическим воздействием живописного полотна? Едва ли. Вероятнее всего, благодаря явному ироническому и обличительному смыслу изображенного на холсте сюжета, распространенное в ту пору явление виделось во всей своей неприглядности. Образ седовласого новобрачного, довольно неприятного и отталкивающего на фоне молоденькой миловидной невесты, вынуждал узнавать в нем себя и чувствовать непривлекательность и даже аморальность совершаемого поступка.
Как бы там ни было, картину «Неравный брак» Василия Пукирева после первой выставки переименовали и стали называть «Кощей и невеста», а многие пожилые женихи, лицезревшие картину, не стали спешить со своим решением сочетаться браком с юным созданием. Конечно, в XXI веке мало кого смутишь даже шедевральным полотном, современное общество лояльно по отношению к неравным бракам, но, кто знает, может и не лишним было бы взглянуть некоторым женихам перед венчанием на картину Василия Пукирева…