Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Мария Дмитриевна Раевская-Иванова. Первая женщина, получившая диплом профессионального художника

В 1868 году стены Петербургской Академии художеств, можно сказать, «взяла на абордаж» молодая женщина, претендующая на звание профессионального художника.

Академикам и в голову не могло прийти, что представительница «слабого» пола вдруг вознамерится получить диплом. Нет, устав этого вроде как и не запрещал, но все привыкли жить по неписаным законам. И ладно бы медаль ей захотелось. Так ведь нет – подайте документ, подтверждающий её профессионализм художника, да со степенью! И кто же это осмелился?

Знакомство с дерзкой претенденткой

В 1840 году в селе Гавриловка Изюмского уезда (с красивым ныне названием – Барвенковский район) Харьковской губернии, в семье богатых землевладельцев Ивановых родилась девочка – Мария.

М. Д. Раевская-Иванова. Автопортрет, 1866 г.

Дядя её был предводителем местного дворянства. Мать очень любила читать и с детства прививала дочери хороший литературный вкус. Образование девочки было домашним, но весьма основательным. Более же всего она увлекалась рисованием. Но в России женщин как-то не очень этому учили, особенно вдали от столиц, и семья отправила дочь за границу. Благо, средства позволяли.

Первые шаги на поприще живописи

В 1863 году Мария Иванова оказалась в Дрездене, где изучала литературу, язык и лингвистику. Прослушала курс лекций по геологии, зоологии и истории в стенах Миланской Академии наук. Училась и в Сорбонне, и в Праге. Уму непостижимо, когда она между всем этим успевала ещё и живописи учиться?! Тем не менее.

М. Д. Раевская-Иванова. Натюрморт

В Дрездене это была мастерская профессора Эргардта. Здесь же она брала уроки лепки у скульптора Кирхгода. Уроки альфреско Марии преподавал профессор Дитрих.

Вернувшись на родину в 1868 году, молодая художница основательно владела теорией и практикой живописи. К этому моменту сформировалась и её мечта – создать школу, где все желающие могли бы получать уроки рисования. Во время пребывания в Париже Мария познакомилась с известным писателем Григоровичем Д. В., который был одним из первых популяризаторов художественного образования. Он разъяснил художнице, какие требования предъявляются к школам подобного рода.

Немало в этом плане помог ей и профессор Крелинг из Нюрнберга. Но, чтобы осуществить мечту, знаний и таланта было мало – необходим диплом (всё, как всегда в этой жизни: будь ты хоть семи пядей во лбу, но без подтверждающей этот факт бумаги, ты – никто).

Первая дипломированная женщина-художница

Потому-то и «штурмовала» Академию Мария Иванова. Она намеревалась экстерном сдать экзамены, чем повергла высокую комиссию в ещё больший шок. Претендентка должна была представить работу, и в качестве таковой продемонстрировала картину, написанную в стиле реализма «Смерть крестьянина в Малороссии» (к сожалению, большинство работ М. Д. Раевской-Ивановой исчезли в неизвестном направлении).

М. Д. Раевская-Иванова. Сельский пейзаж

Комиссия устроила дерзкой соискательнице экзамен с пристрастием, но в итоге вынуждена была признать, что та хорошо подкована как теоретически, так и практически. 15 сентября 1868 года в России впервые был вручен диплом профессионального художника женщине!

Правда, ведутся споры о том, кто был первым: Софья Васильевна Сухово-Кобылина или Мария Дмитриевна Раевская-Иванова? Но факта получения диплома профессионального художника Софьей Васильевной я не нашла, хотя это ничуть не умаляет её вклад в искусство.

«Школа рисования и живописи»

После долгих хождений по бюрократическим кругам (бюрократия, как и мафия, всегда жива!) на пару с матерью, к концу февраля 1869 года удалось открыть приватную «Школу рисования и живописи». Немалое содействие в этом оказали Марии Дмитриевне выдающиеся художники: Шишкин И. И., Семирадский Г. И., Стасов В. В., Мясоедов Г. Г. Организовать работу школы помогали и неравнодушные общественники, такие, как Раевский С. А. (бывший преподавателем политехнического института в Харькове), ставший учителем во вновь созданном учебном заведении, а вскоре и мужем Марии Ивановой.

Успехи школы

Школа характеризовалась разнонаправленностью. Кого-то готовили к поступлению в Академию, а кого-то к практической художественной работе: декораторами, гравёрами, иконописцами, учителями рисования и даже черчения. Да, здесь преподавали и навыки рисунка тем, кому они были необходимы на поприще наук: кому-то – технических, а кому-то – естественных.

Подобными заведениями такого рода на тот момент были Московское Строгановское училище и Петербургская школа при Обществе поощрения художников. И хотя поступивших в Академию насчитывалось не так уж много, среди учеников школы Марии Раевской-Ивановой есть и знаменитости:

художник Васильковский С. И.

Васильковский С. И.

Васильковский С. И. Весна в Украине, 1883 г.

художник Левченко П. А.

Левченко П. А.

Левченко П. А. Водяная мельница, 1910 г.

архитектор Бекетов А. Н.

Бекетов А. Н.

Здание Харьковского Медицинского института имени Мечникова, спроектированное Бекетовым А. Н.

Принципы обучения

Главным в обучении рисованию Мария Дмитриевна считала натурный рисунок. Ученики использовали в основном карандаши, тушь, уголь. В школе также преподавали черчение и лепку, которую Раевская-Иванова ставила во главу развития объёмного видения. Позднее было введено преподавание теории перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Как факультатив шли пирография, росписи по различным материалам, тиснение по коже.

Важный момент: цена на обучение была небольшой, а представители бедных слоёв населения и вовсе учились бесплатно.

Общественная и благотворительная деятельность Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой

Мария Дмитриевна по несколько раз в году проводила благотворительные вечера, средства от которых шли как на развитие и поддержание школы, так и на другие нужды. В частности, имеется письмо дочери Льва Николаевича Толстого с благодарностью за оказанную Раевской-Ивановой помощь голодающим на Поволжье.

С лёгкой руки Ивана Крамского Марию Дмитриевну избрали почётным вольным членом общины Академии художеств. Методика её преподавания была признана всё-таки лучшей. Помимо этого они с мужем принимали активное участие в создании Общества распространения грамотности.

Но к середине 90-х XIX века художница практически ослепла, и ей пришлось оставить преподавание. Однако она не сложила руки и продолжала участвовать в общественной деятельности. С огромной радостью она встретила идею создания в Харькове «Общества взаимопомощи трудящихся женщин». Даже стала одним из соучредителей.

Организация способствовала отстаиванию человеческих прав женщин и их самодеятельности. Через несколько лет благодаря работе «Сообщества…» в Харькове организовали Высшие женские курсы. И на всё это Мария Дмитриевна без сожаления жертвовала немалые суммы.

Немного о личном

При всей своей занятости М. Д. Раевская-Иванова успела воспитать замечательного сына – известного конструктора паровозов Александра Сергеевича Раевского, который стал преподавателем Санкт-Петербургского политехнического института. К сожалению, он погиб при испытании железнодорожного моста в Лихоборах в 1924 году.

Муж дожил до преклонных лет и умер в единственно оставленной Советской властью комнатушке их дома в 1940 году.

Наследие Марии Раевской-Ивановой

К 1912 году Мария Дмитриевна добилась, чтобы городские власти Харькова взяли школу на попечение. Мало того, она настояла, чтобы школа получила статус училища. В этом же году она умерла. Теперь её детище именуется Академией дизайна и искусств.

В наши дни о ней мало кто вспоминает, хотя имя этой удивительной женщины ещё при жизни было внесено в энциклопедию Брокгауза и Ефрона. А ведь вся её деятельность, по крайней мере, я так считаю, и есть феминизм в лучшем его проявлении. Не бегание по улицам с обнажёнными частями тела и не уничтожение или порча каких-либо достопримечательностей, а настоящая увлечённая деятельность, показывающая ум и талант женщины, ничуть не уступающие мужским. Вот это достойно уважения!

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

37
48.954 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые