Несломленная. Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова
«Настанет пора, и воздвигнут ей памятник вместо дыбы» (В. И. Осипов)
Боярыня Морозова – отнюдь не выдуманный персонаж, её история полна страданий во имя веры или, если посмотреть с другой стороны, муки эти вызваны фанатичным следованиям религиозным канонам. Не нам решать.
Феодосия Прокофьевна Морозова родилась в далеком 1632 году в Москве. Род Морозовых был знатен и богат. У них было столько же прав на российский престол, как и у Романовых.
Начинается эта грустная история с реформы Никона, следствием которой стал раскол в церкви. Как это обычно бывает, нашлись те, кто полностью поддержал реформу, и те, кто упрямился «до последнего». И, возможно, событие это не получило бы столь широкой огласки, если бы представительница знатного рода не встала на сторону приверженцев новшеств.
Приказ о заключении под стражу отдал Алексей Михайлович – второй русский царь из династии Романовых. Наверное, нелегко расправляться со своими приближенными, или же, наоборот, Морозова была человеком, стоящим на пути царя. История об этом умалчивает.
Боярыню, ее сестру Евдокию Урусову и сподвижницу долго пытали, пытаясь сломать характер и волю женщин. Известен тот факт, что в это время Морозову уже ждал костер. Но затем сочли неподобающим, чтобы человек столь знатный был казнен подобный образом. А вот сподвижникам боярыне и ее сестре повезло гораздо меньше.
Следует сказать, что судьба Феодосии не была легче. В скором времени ее вместе с Евдокией перевезли в Боровск. Здесь, в земляной тюрьме, Феодосия умерла от голода в возрасте чуть более сорока лет. Евдокия умерла несколькими месяцами ранее.
Суриков и его Морозова
Василий Иванович Суриков родился в снежный январь 1848 года в Красноярске. Он был талантливейшим русским художником XIX века.
Благодаря его деятельности, ценители искусства могут лицезреть такие работы, как «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка», «Степан Разин» и многие другие.
Сейчас сложно представить боярыню Морозову иной. В дополнение можно цитировать слова Гаршина: «Потомки будут не в состоянии представить себе Феодосию Прокофьевну иначе, как она изображена на картине».
Изначально картина имела название «Поругание боярыни Морозовой», но позже автор его сменил. Боярыне во время ареста было около сорока лет, на картине же мы видим жуткую старуху. Эта неточность придает картине большей трагичности.
Также автор совершает еще одно «лирическое отступление»: женщина изображена сидящей на санях, с волевым лицом и поднятым вверх двоеперстием. На самом деле, истории известен тот факт, что Феодосия Прокофьевна была опоясана веревками.
Несколько интересных моментов, скрытых на полотне:
- Рука старообрядчицы замерла в двоеперстии. Реформа предусматривала троеперстие.
- На руке у боярыни изображена ластовка – кожаные четки, символ духовного восхождения.
- Поп, заливающийся смехом, придает картине двоякость. Для одних арест Феодосии – горе, для других – то, чего ждали годами.
- Внимательный зритель увидит, что взгляд Морозовой направлен сквозь толпу, словно в никуда. Однако в правом верхней углу мы можем наблюдать икону «Богоматерь. Умиление». Именно на нее и смотрит Феодосия по задумке художника.
Суриков как нельзя лучше передает дух русской женщины: «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит», подчеркивая бесстрашие и глубочайшую веру всего русского народа.