Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Леонардески: талантливые ученики или прилежные подражатели?

Леонардески – такое название получили художники эпохи Возрождения, чья манера и стиль письма находились под сильным влиянием творчества Леонардо да Винчи. Это было ближайшее окружение гениального мастера, его сподвижники и ученики, а также те, кто пытался подражать Леонардо, копируя стиль и его особенные приёмы живописи.

Работы Леонардо да Винчи, привезённые им во Францию. 1516 год

Леонардесками часто называют картины подражателей, созданные в определённой манере: размытость и отсутствие чётких контуров лиц и предметов, завивающиеся пряди волос на портретах, как и удлинённый разрез глаз, таинственная полуулыбка.

"Портрет дамы" (Биатриче д’Эсте) Амброджио де Предиса

Леонардески были представлены настолько широким рядом художников, что среди них были как необычайно одарённые личности, так и те, кто мало отличался оригинальностью, кто не был способен приблизиться к внешней стороне творчества гения Леонардо, не говоря уже о внутренней составляющей философии его живописи. Эти последователи не только пытались подделать руку мастера, но копировали буквально всё, вплоть до его одежды, но это ничуть не помогало им стать похожими на кумира.

“Христос, несущий крест” Джампетрино

Планка Леонардо да Винчи столь высока, что приблизиться к ней смогли лишь самые талантливые, те, кто был способен перенять технику и смысл его приёмов. Контрапост в работах Леонардо позволял передать движение фигур, их напряжение при сохранении общего равновесия, что достигалось противоположно направленными движениями. Его работы – это выверенность композиции, развитый язык жестов и ещё множество тонких мелочей, которые способны были вдохнуть жизнь в полотна Мастера.

“Мадонна с зелёной подушкой” Андреа Соларио

Не секрет, что Леонардо сотрудничал со своими учениками, поправляя порой своей кистью начатое ими полотно: он был не против того, чтобы передать им часть своего умения, научить видеть и чувствовать тоньше, чем позволяли их способности от рождения. Он передавал ученикам трафареты своих композиций, наброски, что вполне заметно на многих полотнах леонардесков.

Среди тех, кто был талантлив и слыл его истинными учениками, в первую очередь, можно назвать Мельци, Больтраффио и Амброджо де Предиса.

Франческо Мельци

Он был выходцем из благородной семьи, и Леонардо знал юношу с раннего детства. В 1506 году, едва мальчику исполнилось 15 лет, он поступил на обучение в мастерскую да Винчи. По воспоминаниям современников, в последние годы жизни мастер уже не мог писать, как прежде, паралич рук не давал ему возможности работать с красками, а вот ученик под руководством учителя писал так искусно, что работу его было почти невозможно отличить от кисти великого наставника.

Леонардо гордился умением своего ученика, и несколько полотен было написано ими совместно. Некоторые картины, считавшиеся работами да Винчи, в настоящее время относят к авторству Мельци.

“Святая Анна с Девой и младенцем…” Франческо Мельци

После смерти наставника в 1519 году Франческо Мельци становится наследником – не только имущественным, но в большей степени творческим. Некоторое время он ещё остаётся на службе у короля Франции, но затем возвращается на родину, в Италию. Ему не пришлось бедствовать: Мельци слыл человеком состоятельным. Большую часть времени он занимался наследием Леонардо да Винчи, которое составляли инструменты, обширная библиотека и около 50 тысяч оригинальных документов (сохранилась лишь треть из них), и это не считая картин.

“Вертумн и Помона” Франческо Мельци

Мельци проводил много времени, разбирая архив своего учителя, а затем издал книгу «Трактат о живописи» с записями Леонардо да Винчи. К сожалению, наследники Мельци распродали великое наследие, которому Франческо посвятил свою жизнь, и которое он так тщательно берёг.

Амброджио де Предис

Амброджио де Предиса называют одним из самых характерных леонардесков. Он слыл мастером профильного портрета, поскольку работал на миланском монетном дворе, и в его обязанности входила подготовка рисунков изображений медалей и монет. Именно кисти этого мастера приписывается целая галерея портретов, в основном женских.

“Ангел с виолой”. Фрагмент. Амброджио де Предис

Предположительно, де Предис выполнил часть работы в полотне «Мадонна в гроте». До сих пор идут споры и по поводу одной из самых знаменитых его работ – «Портрет Беатриче д’Эсте». Некоторые эксперты считают, что профиль дамы написан самим Леонардо.

“Портрет Бьянки Марии Сфорца”, работа Амброджио де Предис

Джованни Антонио Больтраффио

О Больтраффио сохранилось немного сведений. Известно, что он аристократического происхождения, получил хорошее образование и затем прошёл обучение в мастерской Леонардо да Винчи.

“Святая Лючия” работы Больтраффио

Портреты его кисти отличались особым психологизмом, некоторые работы были им выполнены совместно с Марко д’ Оджоно, в частности, икона "Святой Леонард и святая Лючия" для одной миланской церкви.

“Женская голова”. Рисунок Дж. Больтраффио

По мнению некоторых искусствоведов, фигура младенца в «Мадонне Литте» работы Леонардо принадлежит кисти именно Больтраффио. Сохранились его предварительные эскизы, идентичные изображению на полотне.

“Святое семейство” кисти Бернардино Луини

К ученикам Леонардо да Винчи можно отнести целую плеяду талантливых художников, а также живописцев средней руки. Среди наиболее известных можно отметить Бернардино Луини, Чезаре де Сесто, Андреа Соларио.

“Три Ангела” Марко д’ Оджоно

Среди последователей великого Мастера наиболее ярко проявили свой талант Марко д’ Оджоно, Джампетрино, Джованни ди Антонио де Бацци (Содома).

“Богородица в Храме” кисти Содома


Автор статьи @ruta


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

6
262.939 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (17)
Сортировать по:
Сначала старые