Георг Кристоф Гроот – художник, привнесший в русскую живопись черты европейского рококо
Добрый вечер, дорогие читатели сообщества!
Сегодня я расскажу о талантливом немецком художнике-портретисте Георге Кристофе Грооте, трудившемся в России.
Несколько фактов из жизни художника
Живописец родился в 1716 году в городе Штудгард. Его отец был придворным художником герцогов Вюртембергских. Старший брат тоже занимался живописью, но больше любил изображать животных и сцены охоты.
Первые художественные уроки Георг брал у отца, затем учился у различных мастеров, среди которых крупнейший представитель барочного портрета Адам Маниок.
В 20-летнем возрасте Гроот занимался росписью комедийного домика в Людвигсбурге. Около года работал в Данциге. Был назначен членом гильдии художников в Праге. В 25 лет получил приглашение от генерала Левендаля в Ревель для работы в качестве реставратора полотен. Там он написал портрет Левендаля, благодаря которому получил первую славу. Также нарисовал немало других знатных особ.
Через два года Георг переехал в Петербург, где стал живописцем Высочайшего двора. До конца своих дней он изображал фигуры императорской фамилии и русской знати, приближенной к дому Романовых.
Это самый известный портрет Елизаветинского времени. Его многократно копировали, даже на фарфоровом пластике, который производился на Мейсенском заводе в Саксонии.
Интересный факт из биографии: из-за низкого роста и горбатости художника прозвали «маленький Грот».
В последние годы жизни Гроот занимался иконописью для храма Вознесения в Царском Селе.
Умер живописец в 1749 году в Санкт-Петербурге. На тот момент ему было всего 33 года. Наиболее распространенное предположение такой скоропостижной смерти – заболевание холерой, эпидемия которой пришлась на конец 40-х годов XVIII века.
Несмотря на такую короткую жизнь, Георг Кристоф оставил после себя хорошее наследие и память. Кроме того, он обучил мастерству многих известных русских художников, среди которых Иван Аргунов и Александр Белявский.
Особенности творчества
Картины Гроота выделяются добросовестностью исполнения и фотографической точностью. Живописец был чрезвычайно внимателен к деталям (одежде, драгоценностям, интерьеру), несмотря на то, что их довольно сложно было изображать на так называемых «малых» портретах.
Творчеству Георга присуще стремление к раскрытию душевного мира человека. Однако художник часто идеализировал высокопоставленных лиц, обращая внимание на их властность.
Например, на этом двойном портрете на лицах Петра и Екатерины можно заметить некое тщеславие и прикрас их черт. Довольно манерны и жесты их рук.
«Произведения сами по себе смотрятся как результат игровой затеи — низведения большого парадного изображения до меленького приятного украшения… эта метаморфоза таит в себе сведение государственного к частному, официального — к камерному, серьезного — к забавному». (историк искусства О. С. Евангулова)
Сегодня работы живописца находятся в крупнейших музеях России и других стран.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Биография Георга Кристофа Гроота
Георг Кристоф Гроот
Художник Гроот как зеркало Елизаветинской эпохи
Гроот Георг Кристоф
Придворный малер Гроот Георг Кристоф
Георг Гроот