GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
2 года назад

История одной картины. «Нидерландские пословицы» Брейгеля Старшего: мир вверх тормашками

Смотришь на эту картину, и глаза, как говорится, в разбег – куда смотреть? На ком остановиться? Кто главный герой, а кто второстепенный? Да и приглядишься, так странное чувство всё равно не покидает: странные фигуры, чудные позы, непонятные действия… Но стоит постоять у этого волшебного полотна подольше и посмотреть повнимательнее, как вдруг начинает приходить понимание. Не сразу и не во всём. Но тем и интереснее, занятнее, любопытнее. Картина «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля Старшего, которая также известна под названиями «Фламандские пословицы», «Деревня пословиц», «100 пословиц» или «Мир вверх дном», вот уже более 450-ти лет будоражит умы людей.

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г.

Философ Брейгель

Коллекционировать пословицы в XVI веке было престижно. Это занятие являлось ни много ни мало ярким выражением энциклопедического духа. Первопроходцем этого увлечения считается Эразм Роттердамский, прослывший в ту эпоху – эпоху Северного Возрождения – великим гуманистом. Он сумел собрать и опубликовать пословицы и знаменитые изречения, принадлежащие латинским авторам. Вслед за этим появились немецкие и фламандские сборники. А 1564-й год ознаменовался выходом в свет сатирического романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором говорится о целом острове пословиц.

Было бы очень просто взять и присоединиться к модному течению, обратить внимание на фольклор, а именно – на пословицы и поговорки, отдать дань национальным традициям, да и перенести всё это, образно выражаясь, на холст (образно, потому что картина написана на дубовой доске). Но не таков Питер Брейгель! Он – философ. Думатель. Он идёт к своей картине через осмысление и – в манере Эразма Роттердамского – пишет не просто отдельные сценки на основе пословиц, а создаёт широкую панораму общества той поры. Настоящий срез всевозможных пороков – чревоугодия, жадности, зависти, трусости, тщеславия и других показан художником в одном полотне. Причём каждую пословицу представляют «живые» люди, передают суть её конкретными действиями и поступками.

Характерно, что Брейгель не предлагает зрителю делать какие-то выводы, он не выдвигает обладателей пороков на первый план, они ничем не выделяются в общем течении жизни селян. Тем интереснее рассматривать картину во всём её объёме, выделяя группки людей, строя догадки и радуясь моментам узнавания той или иной пословицы. Удивительно, но некоторые из них не расшифрованы до сих пор, хотя разгаданных всё равно больше – свыше ста (по крайней мере принято считать, что таковых 118). Вот некоторые интересные сюжеты…

Вооружиться до зубов. Смысл: хорошенько подготовиться

Биться головой о стену. Смысл: стремиться достичь невозможного

Водить за нос. Смысл: дурачить, обманывать

Между небом и землей. Смысл: попасть в трудную ситуацию

Мир-перевёртыш

Взгляните ещё раз на картину. Заметили, как расположены фигуры, из которых, собственно, и состоит картина? Они словно подвешены между небом и землёй. И что бы они ни делали, чем бы ни занимались, между ними есть связь. Точнее, есть связь между отдельными сценками – они объединяются у Брейгеля не наобум, не хаотически, не «как попало», а в строгом порядке, одна миниатюра по смыслу оказывается продолжена и развита другой. Только при скрупулёзном рассмотрении отдельных сюжетов, только при разгадывании заложенного в них шифра приходит понимание великого смысла этого сложного полотна.

Вот так и начинаешь осознавать, что «Нидерландские пословицы» – это ни в коем случае не банальная коллекция пословиц, собранная художником XVI века, и вовсе не забава, созданная на потеху скучающему бездельнику. Это – наставление. Урок, из которого необходимо сделать правильные выводы. Памятка, если хотите. Ведь нетрудно понять, что пословицы (почти все), обретшие в картине Брейгеля визуализацию, преднамеренны, пристрастны, они клеймят позором безмозглые, порочные поступки и образ жизни в целом.

И когда приходит осознание всего этого, то становится ясным и значение парности глобуса: зритель видит его на картине и в обычном, и в опрокинутом виде. То есть мир полотна Брейгеля – это мир наизнанку, в котором уродливой явью стало то, что явью быть не должно. В ней настолько прозаично и легко вершится глупость, что почти незаметно, как рядом с ней, буквально бок о бок, идёт и вершится зло. Мир-перевёртыш. Мир-двурушник. Лицемерный мир. Опрокинутый…

Испражняться на мир. Смысл: не уважать никого и ничего, плевать на всех

Смотреть сквозь пальцы. Смысл: что-то сознательно не замечать

Два дурака под одним колпаком. Смысл: глупость компанию любит, дурак дурака видит издалека

Послесловие

Картина «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля Старшего, скорее всего, не вызывала непонимания у современников художника, вероятно, они без труда расшифровывали все миниатюры. Осознавали или нет идею, заложенную Брейгелем в свой труд, – это другой разговор. Однако сегодня очень многие сюжеты остаются для человека XXI века загадкой в силу того, что какие-то из этих пословиц подзабылись, а другие и не были никогда известны по причине иных национальных традиций и обычаев. Разные страны – различны особенности устного народного творчества.

Шедевр хранится в Берлинской картинной галерее. Многочисленные же копии, в том числе написанные Питером Брейгелем Младшим (сыном великого художника), разлетелись по всей планете. И миллионы людей продолжают всматриваться в смешные или жуткие, часто нелепые фигуры в попытках расшифровать, понять, постичь суть «перевёрнутого мира» Брейгеля. Не очень простая задача…

Источники и дополнительные ссылки по теме:

«Фламандские пословицы». Картина Питера Брейгеля Старшего
Секретный смысл картины Петера Брейгеля: более ста зашифрованных пословиц
450-летняя картина содержит более 100 пословиц, многие в ходу до сих пор
Анализ картины «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля-старшего


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

4
343.356 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые