Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. «Шоколадница» Лиотара – целый букет историй!

В Дрезденской галерее трудно выделить какую-то одну картину, чтобы встать перед ней в изумлении или смятении чувств (если ты, конечно, не пришёл сюда затем, чтобы насладиться конкретным полотном). Здесь каждая работа – шедевр. И всё-таки, и всё-таки… Есть среди прочих одна, в которой непостижимым образом сочетается несочетаемое – простота и изысканность. Речь идёт о «Шоколаднице» Жан-Этьена Лиотара. На протяжении не лет – веков! – эта небольшая по размеру картина привлекает и пленяет зрителей.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1743-1745 гг. Размер 82,5х52,5 см

Лирическое отступление. Эта картинка действует на меня в высшей степени притягательно. Едва я вижу её на улицах городов, как ноги против моей воли несут меня в её направлении. Ибо я знаю – там, где-то рядом, есть волшебная кофейня, где подают горячий шоколад, прекрасный капучино и умопомрачительное пирожное «Три шоколада». Не уверена, что исключительно все поступают так же, как я, но картинка эта наверняка хорошо знакома многим. Сеть кофеен «Шоколадница» позаимствовала её когда-то у швейцарского художника Лиотара и не прогадала. Милый образ придаёт заведениям респектабельность и аристократичность. Правда, в последние годы встречаешь её всё реже. Должно быть, произошёл ребрендинг или американская компания «Прекрасная шоколадница» (La Belle Chocolatiere), чьим логотипом как раз и является творение Лиотара, предъявила претензию, или произошло ещё что-то в этом роде, но барышня с подносом постепенно исчезает из наших кофеен. Очень жаль.

Бесспорный шедевр!

В ту пору, когда жил и творил Лиотар, было модно заказывать у художников портреты в стиле рококо. Ценились такие свойства, как эстетичность и пленительность образа (именно в этом, как известно, и заключается собственно суть этого стиля). Так вот Жан-Этьен считался непревзойдённым мастером такого портрета. К тому же он был модным портретистом, заказать работу ему было престижно, а иметь в доме портрет с его автографом было предметом особой гордости.

«Шоколадница», едва явившись взору критиков и любителей изобразительного искусства, тотчас была признана шедевром. И не случайно. Столь высокого статуса картина достигла благодаря выдающимся художественным качествам. Изображение необыкновенно гармонично. Причём в нём гармонично всё – от пропорций и форм персонажа до искусной детализации предметов. Например, Лиотар настолько точно прописал особенности преломления света в воде, что изображение впору использовать в качестве наглядного пособия при изучении закона Снеллиуса (преломление света на границе двух прозрачных сред).

Искусствовед М. В. Алпатов отмечал, что картину «Шоколадница» можно отнести к тем волшебным полотнам, которые являют собою чудеса обмана зрения в живописи. Как, например, те виноградные гроздья на холсте древнегреческого художника Зевксиса из Гераклеи (420-380 гг. до н. э.), на которые слетались птицы… Не стоит забывать, что для изображения Лиотар использовал технику сухой пастели – весьма капризного и сложного материала. Кто хоть раз держал в руках эти цветные мелки и пытался что-то изобразить ими на бумаге, знает, как это неимоверно трудно, особенно добиться тонких линий и смешивания разных цветов без грязи.

Известно, что Лиотару по сердцу было высказывание, принадлежащее великому немецкому живописцу XV века Альбрехту Дюреру:

Это высказывание стало для Лиотара заветом. Правилом. Законом. Чтобы убедиться в этом, можно, к примеру, повнимательнее присмотреться к чашке с шоколадом: это чашка майсенского фарфора! Первого фарфора, произведённого в Европе. И он был нарисован впервые в европейской живописи именно Лиотаром, да ещё с таким мастерством и тщательностью, что был легко узнаваем. Этот факт был высоко оценён искусствоведами и общественностью.

Лиотар. Шоколадница. Фрагмент

Откуда сюжет?

Чтобы ответить на вопрос, что побудило художника обратиться к изображению девушки-шоколадницы, надо знать ещё об одной особенности, бытовавшей в ту пору, когда жил и творил Лиотар. А особенностью этой было то, что высшим европейским обществом тогда овладела шоколадомания. Побаловать себя чашечкой горячего шоколада считалось признаком утончённости и финансового благополучия. Не каждый мог себе это позволить, так как стоимость шоколада была чрезвычайно высока. К горячему шоколаду полагался стакан воды, которая смягчала насыщенность и терпкость напитка. Лиотар как творческая и ищущая натура не мог проигнорировать эту моду и не попытаться так или иначе перенести её на… пергамент (именно на пергаменте рисовал портретист).

Кто дева та?

Кому посчастливилось позировать художнику, неясно и по сей день. Эта таинственность в своё время породила немало легенд. Согласно самой популярной из них, Лиотар изобразил на пергаменте благонравную девушку из обедневшей дворянской семьи Анну Бальтауф. Однажды в венское кафе, в котором приходилось ей служить, заглянул состоятельный князь Дитрихштейн. Он влюбился в скромную юную особу с первого взгляда. Любовь оказалась столь сильна, что вскоре важный господин сделал девушке предложение руки и сердца. И пожелал, чтобы ещё до свадьбы в его доме появился портрет любимой. И чтобы на ней непременно был тот наряд, в котором он увидел её впервые, т. е. наряд шоколадницы.

В соответствии с другой версией Лиотар был пленён тихой красотой камеристки австрийской императрицы Марии Терезии и именно её изобразил на картине. Циникам и менее романтически настроенным людям ближе иной вариант: по их мнению, художник нарисовал простолюдинку Нандль Бальтауф, все предки которой прислуживали богачам, а особы женского пола имели определённые жизненные блага за то, что добровольно оказывались в объятиях господ. Такая участь была уготована и этой бедняжке, ведь даже её мать считала, что иным путём несчастной не обрести ни любви, ни богатства.

Так вот, по этой версии девушка встретилась князю не в кафе, а в доме его друзей, где она прислуживала и… вертелась перед ним, стремясь заинтересовать его своей особой. Намерение увенчалось успехом, и скоро смышленой служанке выпал жребий пополнить ряды любовниц аристократа. Но она пошла ещё дальше, объявив своему покровителю нежелание быть одной из многих, и вырвала-таки для себя право быть единственной! Более того, князь даже стал знакомить её со своими гостями.

А потом общество было ошарашено известием – князь Дитрихштейн сочетается со служанкой законным браком! И им действительно был заказан портрет своей возлюбленной Лиотару, которому он поведал историю своей любви. На что портретист сказал:

Князю стало любопытно, что́ имел в виду художник, и тот ответил:

Легенда гласит, что князь так и остался в недоумении, ведь он прожил с шоколадницей до конца своих дней, не проявляя интереса к другим женщинам, и оставил завещание, согласно которому его огромное состояние переходило к супруге. А она, в свою очередь, будучи в преклонном возрасте добилась-таки уважения и признания в свете. Браво, Нандль!

Вот такая история. Вернее, целый букет историй. Красивых и не очень. Правдивых и вымышленных. Как бы там ни было, эти истории сыграли значительную роль в небывалой популярности и безусловной узнаваемости картины. И сегодня «Шоколадница» – едва ли не главная визитная карточка Дрезденской галереи (с ней может «поспорить» разве что «Сикстинская Мадонна» Рафаэля).

Послесловие

С 1765 года знаменитая картина Жан-Этьена Лиотара хранилась в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она в составе коллекции шедевров была вывезена в замок Кенигштейн над Эльбой. Там все эти богатства были обнаружены советскими солдатами. Искусствоведам до сих пор представляется настоящим чудом то, что все экспонаты бесценного собрания живописи хорошо сохранились, ведь они долгое время находились в холодных и сырых подвалах. А «Шоколадница», не забываем, написана пастелью на пергаменте.

И ещё. Многие задаются вопросом, была ли на самом деле так мила шоколадница (или её прообраз), какой её изобразил художник. Критики отмечают, что это не суть важно, – она могла быть и дурнушкой, но для эпохи рококо была свойственна этакая лёгкость изображения, глядя на которое люди должны видеть красоту и испытывать от созерцания радость и восхищение. Вот и сам Жан-Этьен заявлял, что живопись подобна зеркалу, отражающему всё прекрасное в реальном, часто не идеальном, мире. Вот так и получается, что весь секрет заключается в том, что́ замыслил мастер. Лиотару блестяще удалось создать из обычной служанки восхитительный, запоминающийся образ, которому суждено было стать его главным шедевром.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»
Три шедевра Дрезденской галереи


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

32
327.899 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые