Написание летнего этюда на пленэре: пошаговый процесс
Всем привет!
С вами @mister-omortson. Я, наконец, набрался решимости написать пост для сообщества @vp-painting.
Хочу предложить вам немного порассуждать о деле непростом, но весьма увлекательном – о летнем пленэре. Не рискну назвать мой пост мастер-классом. Это было бы чересчур смелым заявлением с моей стороны. Ведь значение этого слова подразумевает, что некий мастер показывает свой уровень мастерства, то бишь высокий класс. А поскольку до мастера мне далековато, я просто поделюсь с вами моими впечатлениями от недавнего выхода на пленэр и его результатом в виде данного этюда.
Пост будет выстроен в принятом в сообществе формате пошагового процесса рисования.
Фиксация промежуточных стадий создания этюда даётся мне весьма непросто. В основном я пишу акварелью. А это достаточно сложный, капризный и непослушный материал. Летом в солнечную погоду акварель быстро сохнет на поверхности бумаги, поэтому надо действовать достаточно быстро. И бывает, так увлекаешься, что совершенно забываешь сделать фотографии процесса.
Мои старшие коллеги шутят, что не столь трудно написать хороший этюд, как найти хорошую натуру. В этот выход на пленэр так и случилось. Сначала мы долго бродили по одной деревне. Потом отправились в другую. И только по прошествии двух часов блужданий мы, наконец, разложили наши этюдники. Я обратил внимание на одну особенность... К сожалению, с ростом благосостояния в деревню пришли глухие металлические заборы из профилированного железа. Они напрочь убивают окружающий пейзаж!
При выборе места важную роль играет солнце. К примеру, если спустя полчаса оно начнет бить вам в глаз, то вы зря потратили время. Опять же, яркое освещение листа бумаги солнцем может сыграть с вами злую шутку в цветовосприятии окружающего мира. Поэтому я обычно стараюсь спрятаться в тени какого-нибудь навеса, кустарника и т. п.
Для поездок на пленэр я сколотил небольшой подрамник:
На подрамник я натягиваю лист торшона формата А3. Мокрая бумага крепится клеем ПВА к бокам подрамника.
Кроме того, со мной всегда на выезде старая добрая коробка акварельных красок "Ленинград", и пара беличьих кистей калибра №2 и №6. И, разумеется, грех не упомянуть еще об одном неутомимом труженике. Это графитный карандаш. Для акварели, разумеется, лучше использовать мягкие карандаши.
Пожалуй, перейдем к процессу...
Кто бы что не говорил, но основой для живописи все-таки является рисунок.
Конечно, на пленэре нет времени для построения формы предметов, проработки перспективы. Поэтому приходится доверять своему чутью и опыту, если они у вас есть.
Открою маленький секрет. Входная арка с зеленым куполом находилась значительно правее и не помещалась на лист бумаги. Но я передвинул её влево для остроты композиции.
Перед нанесением первого мазка обычно испытываешь легкий мандраж... Нужно решить, как ты будешь писать. В этот раз я решил писать по сухому, но за раз, в один слой.
Небо – сложнейший элемент. В последнее время мне оно редко удается. Обычно меня охватывает ужас и я думаю: "Все пропало!" Так случилось и в этот раз. Мне показалось, что этюд испорчен. Однако было жаль лист бумаги и я решил продолжить...
Когда уже ничего не боишься, может получиться нечто интересное. В этот раз я подверг бумагу экспериментам.
После этого снимка приключилась неожиданность: солнце зашло за свинцовые тучи, начал накрапывать дождь. Освещение, цвета – всё изменилось кардинально. Да, так бывает. Поэтому этюды надо писать быстро. Вы спросите, а как же фотография? Снял кадр и дома доделал. Но вынужден вас разочаровать: никакая камера не даст той цветопередачи, которую дает ваше восприятие и ваши органы зрения...
Я доделывал этюд дома, по памяти.
Благодарю за внимание! Буду рад любым комментариям и мнениям.
Автор поста — @mister-omortson