Парадный портретист Иоганн Баптист Лампи Старший
Здравствуйте, коллеги и читатели "Мастерской художников"!
Чтобы понять художника, нужно понять время, в котором он творил. Конец XVIII столетия стал апогеем абсолютизма. Конечно, моду на абсолютную власть монарха задавала Франция. Вряд ли кто-то не знает знаковой максимы известного абсолютного монарха Людовика XIV – «Государство – это я!».
Но образ "короля-солнца" нуждался в визуализации. Поэтому Людовик XIV, как никто до него, мобилизовал искусство для создания и пропаганды своего образа как центра мира. Это касалось всех видов искусства – живописи, музыки, поэзии.
Однако балетный спектакль видели только немногочисленные придворные. Перед махиной абсолютистской монархии встала задача тиражирования образа "короля-солнца". Поэтому при Людовике XIV расцвело искусство официального портрета – портрет, который передаёт не столь реальное лицо, как образ. А как хотят подавать себя правители всех времён? Конечно же, в образах бога войны Марса, в виде всесильного Зевса с посохом в руке, воительницы Афины или обольстительной Афродиты.
Поэтому сильные мира сего, следуя французской королевской традиции (а затем и императорской во времена Наполеона Бонапарта), вызвали огромный спрос на придворный парадный портрет. И спрос был удовлетворен.
И именно тогда в глухой тирольской деревне Ромено, на рубеже германского и романского миров (или, как бы мы теперь сказали, Австрии и Италии) родился Иоганн Баптист Лампи. Он был четырнадцатым ребенком художника Матиаса Лампи, незаконнорожденного сына крестьянина из Пустерталя. Мать Иоганна – Кьяра Маргарита Лоренцони была итальянского происхождения.
Под руководством отца Иоганн Баптист начал учиться живописи. Совершенствовал он своё мастерство, пролжая обучение у Франца Ксавьера Кенига и Пьетро Антонио Лоренци. Затем Лампи попадает в Италию, где расписывает потолки. Далее маховик его путешествий, связанных с заказами, раскручивается всё больше – Тренто, Роверето, Инсбрук, Клагенфурт и, наконец, Вена.
С 1783 года художник начал официально называть себя Джованни Баттиста Лампи. Тогда в Вене были модны итальянские веяния. Это видно и в опере, и в литературе, и в живописи. В Вене было много заказчиков. Среди первых – натуралист и масон Игнац фон Борн, банкир Иоганн Фриз и генерал Людвиг фон Терке. В перерывах между другими портретами Лампи также написал золовку Моцарта Алоизию Ланге как Земиру в опере Андре Гретри «Земира и Азор».
В 1784 году двор пригласил художника написать портрет Елизаветы Вюртембергской.
В 1785 году Иоганн достигает академических вершин – становится членом Академии. Он пишет монументальный портрет императора Иосифа II. Портрет становится иконой его правления. За это император назначает его профессором истории живописи в Академии.
Но Лампи не ограничивается рамками империи Габсбургов. В 1786 году он посылает три парадных портрета (Иосифа II, Франца II и Елизаветы Вюртембергской) в Петербург. Портреты должны были показать мощь Габсбургского дома, а заодно создать для самого Лампи реноме придворного живописца высокого уровня. Он понимает, какое огромное "поле заказов" есть в России.
В 1788-1791 гг. художник уже в Варшаве, пишет портреты знати и шляхты. В 1790 году русский командующий Григорий Потемкин пригласил Лампи в свой штаб в Яссах. Пока живописец ехал в столицу Молдовы, Потемкин умер. Но генерал Василий Степанович Попов передал ему приглашение от Екатерины II посетить Петербург.
Лампи пишет портрет греческой куртизанки из Стамбула Софии де Витт в образе Венеры. Но такие были времена. Да и сама императрица из провинциального Штеттина, из довольно скромного прусского рода вдруг становится повелительницей шестой части мира Екатериной Великой. Есть от чего закружиться голове. По словам художника Мартина Иоганна Шмидта, Лампи заработал в России 100 000 рублей.
За монументальный портрет императрицы он получил 12 000 рублей. В то время это были невиданные средства. Поправившуюся и уже несколько утомленную годами и любовниками императрицу Лампи изображает по всем канонам парадного портрета абсолютного монарха. Горделивая поза, фигура скрыта за драпировкой, арсенал регалий как защитный панцирь, холеная ручка...
Не отстают и придворные. Платон Зубов, последний фаворит царицы, тоже заказывает портрет.
Однако ничто не вечно в этом мире. В 1797 году указом полубезумного императора Павла I российская казна прекратила платить Лампи пенсион. Художник вынужден был вернуться в Вену. Петербургская сказка закончилась...
Среди учеников Иоганна был Владимир Боровиковский, который стал для него не только учителем, но и другом. В 1795 году по ходатайству Лампи Боровиковского принимают в Академию. Более того, свою мастерскую при отъезде в 1797 году из Петербурга в Вену Лампи передал Владимиру.
В Вене художник открывает мастерскую. Практически никто из приближенных к Габсбургскому двору не избежал его "сетей". Лампи даже удалось получить заказ в Швеции – там он написал портрет короля Густава IV Адольфа.
Художник вернулся в Вену в 1797 году и стал её почетным гражданином в 1799 году. Умер Иоганн Баптист Лампи Старший в Вене 11 февраля 1830 года в возрасте 78 лет.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Иоганн Баптист Лампи Старший
Аристократы и цари на портретах Лампи-Старшего
Иоганн Баптист Лампи (старший)